Чуувствующая (flamingovv) wrote,
Чуувствующая
flamingovv

Categories:
  • Music:

Обзор детских энциклопедий с Чевостиком (издательство МИФ Детство)

Кто такой Чевостик? Это такой вымышленный маленький человечек, любопытный рыжий мальчик, который живёт в библиотеке умного и начитанного дяди Кузи. Чевостик задаёт дяде Кузе множество вопросов и по-детски переспрашивает "чево-чево?" У дяди Кузи есть прибор времяскок, который позволяет им отправляться в любое время и место. Дядя Кузя предлагает Чевостику изучать разные темы, и что самое интересное - они отправляются внутрь тот или иной темы, а не изучают её в теории.

Эта серия сильно отличается от большинства детских энциклопедий, где много информации, пускай даже много картинок, но всё как бы издалека. Здесь же мощный эффект присутствия, так как читатель путешествует вместе с Дядей Кузей и Чевостиком, слушает их диалоги и как будто "смотрит" свои глазами. Причём многие вопросы, которые задаёт Чевостик, возникают в голове юного читателя за мгновение до того, как их задаёт Чевостик . То есть вопросы очень логичные и нужные для понимания предмета.



Книги очень качественные, формат А4, страниц на 80, твёрдый переплёт, толстая обложка с частичной лакировкой, толстые офсетные страницы. Обложка оформлена очень креативно: Дядя Кузя с Чевостиком летят в межпространстве, а элементы разбираемой темы летят по кругу за ними и вокруг них. Все иллюстрации (Анастасии Балатёнышевой и Любови Макаровой) красивые, понятные и атмосферные.

В каждой книге Чевостик приветствует юных читателей и представляет Дядю Кузю. Затем Дядя Кузя зовёт мальчика отправится в путешествие и прежде всего вводит в тему. Затем они начинают изучать разные аспекты этой темы, охватывая все основные и иногда углубляясь в детали. Повествование очень стройное, написанное простым языком (браво автору Елене Качур), нескучное, неперегруженное, но при этом насыщенное и непременно интересное. Оно будет отлично восприниматься младшими школьниками и даже старшими дошкольниками.

Чевостик очень сообразительный и часто способен сделать выводы из рассказов Дяди Кузи. Это вызывает к нему особую симпатию и может мотивировать детей на развитие своей сообразительности.



Важный момент: новые для ребёнка термины (цунами, курная изба, бойница, аэродинамика) вынесены на поля страниц со схематичным изображением. Это позволяет по завершению чтения пройтись по этим терминам, проверить, понял ли и/или запомнил их ребёнок.

Кроме иллюстраций, сопровождающих повествование, приводятся разные схемы, рисунки с подписями, карты, что помогает выделять и усваивать сложный материал. Иногда сложные понятия объясняются на понятных примерах: меридианы-параллели на примере апельсина, действие крыла самолёта на примере крыла чайки, реактивный двигатель на примере надутого и незавязанного воздушного шарика.

В книги включены также задания по теме главы. Они призывают ребёнка размышлять дополнительно, смотреть на информацию под другим (своим личным) углом, проводить эксперименты, творческие занятия и тематические развлечения. Это помогает ещё больше осознавать разные аспекты темы и погружаться в неё. И скорее всего это обеспечит больший отклик в душе и след в памяти. Что тоже отличает восприятие этих книг от обычных энциклопедий.

Я буду с удовольствием самым подробным образом изучать эти энциклопедии с Сыном года через 3-4 :)

Теперь по очереди. "Детские энциклопедии с Чевостиком: Московский Кремль".



Дядя Кузя с Чевостиком разбирают понятие "кремль, куранты" и для начала отправляются посмотреть на современный Московский Кремль. Затем перелетают во время, когда на Боровицком Холме кремля ещё не было. Это правильный шаг, ведь так интересно представить историческое место в его первоначальном виде. Затем они наблюдают строительство сначала деревянного кремля, затем белокаменного и соответственно красного кремля. Вводятся исторические личности, связанные с этим местом (Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской), указываются основные этапы истории. Попутно дядя Кузя описывает некоторые моменты быта, военного обмундирования, торговую площадь. Особое внимание уделяется башням Кремля, их названиям и историям, с ними связанными. Вспоминаем ВОВ и Парад Победы и возвращаемся в современность, чтобы уже другими глазами посмотреть на великое российское строение.



Примеры заданий: построить из кубиков 20 башен Кремля; устроить торг; сделать колокол из бутылки.
Благодаря этой книге я смогла абстрагироваться от понятия Кремль как синоним политического устройства России и взглянуть по-новой на могущественную красоту его башен. Я всегда любила бывать на соборной площади, где как будто бы царит дух истории. И я вспомнила, как привела в Кремль америрканского пожилого профессора-офтальмолога. И когда мы входили в Троицкие ворота, он положил ладонь на стену и замер. В тот момент меня пронзило это сквозное ощущение полёта сквозь века, которое, гражданину молодой страны США, не доступно. А нам есть чем гордится. Обязательно буду ходить в Кремль и к нему с Сыном!

"Детские энциклопедии с Чевостиком: Как жили на Руси".



Дядя Кузя объясняет Чевостику, кто такие славяне, и зовёт в путешествие на 8 веков назад в поселение восточных славян в районе Великого Новгорода. Они заходят в избу, смотрят, чем питались славяне, что выращивали, из чего делали одежду. Разглядывают постройки на дворе и заглядывают в баню (запах веников так и ринулся со страниц). Дядя Кузя объясняет принципы земледелия славян и как те добывали мёд. Затем они отправляются на древнерусскую ярмарку, изучают старинные меры длины.



Дядя Кузя рассказывает о пути из варяг в греки, о торговых судах и легендарных военных походах. И когда они вернулись в современный мир, они вместе с читателями оглядываются на предметы привычного быта (горячая вода, электрический чайник) и сравнивают их со сложностями, которые были у древних людей. Хотя это нам всё кажется сложным, а они вполне с тем справлялись, ведь был у них совсем другой менталитет. Такие мысли вызывает эта книга.



Примеры заданий: составить поселение для всех своих родственников; устроить вечер без электричества; сделать из книги ладью, а из фломастеров брёвна для перекатывания ладьи по суше.

"Детские энциклопедии с Чевостиком: Планета Земля".



Это, конечно, особый интерес, потому что мы с Сыном - путешественники, и стоит отдельно изучать устройство нашей планеты. На этот раз Дядя Кузя с Чевостиком используют не времяскок, а новое изобретение - лётоплавонырь, чтобы изучить разные стихии на нашей Планете. Но для начала, ещё у себя дома Дядя Кузя объясняет Чевостику основные термины: материк, низины, океаны, суша. На первом этапе своего путешествия они изучают атмосферу, параллели и меридианы, полушария, полюса, смену времён года. Затем они заземляются в горы, наблюдают за ледником, пьют из горного озера. Дальше путешествуют по морям и рекам, очень доступно разъясняют круговорот воды в природе и возникновение ветров. Отдельное внимание уделяется приливам-отливам, ураганам, цунами, что не может не впечатлять ребёнка.



Они встречают по пути загадочные айсберги и размышляют над таянием льдов. Как и Жюль Верн, они заглядывают и в недры Земли до самого её ядра, обсуждают впадины и движение литосферных плит. Ближе к концу они наблюдают извержение вулкана и купаются в гейзере. По завершению путешествия Дядя Кузя призывает к любви и заботе о нашей Планете, так как наша жизнь зависит прежде всего от неё.



Заданий в этой книге не было. Можно придумать что-то своё: вырезать контуры материков и наклеить их на большой лист бумаги; сделать вулкан из соды. А когда будем жить у моря, будем наблюдать ветра. И как можно больше путешествовать, обсуждая разную Природу! :)

"Детские энциклопедии с Чевостиком: Самолёты и авиация".



Уверена, что через несколько лет с Сыном будет гораздо интереснее изучать эту энциклопедию, чем было мне-гуманитарию изучать её самой :) Тем более, что прадедушка, бабушка и дедушка у него были связаны с авиастроением, и мы периодически летаем на самолётах по России и миру. Дядя Кузя с Чевостиком начинают эту тему на берегу реки, наблюдая полёт птиц. Дядя Кузя объясняет мальчику понятия "подъёмная сила" и "сила притяжения" на примере воздушного змея. Далее он рассказывает историю самолётостроения, начиная с Леонардо Да Винчи, упоминая братьев Райт, Николая Жуковского, Луи Блерио. Становится понятно, насколько аэродинамика сложная наука.



Обязательно впечатляем юных читателей мёртвой петлёй и другими фигурами высшего пилотажа. Далее вводятся понятия "военная и гражданская авиация" и разница между ними. Дядя Кузя рассказывает о самых знаменитых российских авиаконструкторах, в честь которых названы спроектированные ими самолёты: Туполев, Яковлев, Ильюшин, Сухой. Приводятся подробные схемы некоторых самолётов. Дядя Кузя и Чевостик подробно разбирают устройство реактивного двигателя и отправляются в современный аэропорт, а оттуда на авиаслон в Жуковский. Чевостику, конечно, всё дико интересно, и он мечтает стать авиаконструктором. Немудрено :)
Примеры заданий: поиграть с Мамой в авиадиспетчеров; придумать новый вид самолёта, дать ему буквенное обозначение по своей фамилии; изобразить фигуры высшего пилотажа.
Отличное пособие для мальчишек!



Наши благодарности за эти книги сообществу moskva_lublu и издательству Манн, Иванов и Фарбер.
Tags: #moskva_lublu, детские книги
Subscribe

Posts from This Journal “детские книги” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments