?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О фильме "Свидетели" режиссёра Константина Фама говорить тяжело, потому что это Холокост, тема, которая коробит гуманную душу, заставляет сцепиться зубы и вызывает немой плач в сердце. И если бы это не было безапелляционной правдой, я бы во всё это не поверила бы.
Фильмы на данную тему существовать должны, потому что нам всем стоит не забывать о кошмарном понятии цивилизованного общества "геноцид". Пока мы продолжаем остро сочувствовать, мы удерживаем на каком-то уровне мир на Земле. Я надеюсь на это.

Я не соглашусь, что фильм "Свидетели" можно называть киноальманахом, ведь обычно будучи связанными одной тематикой, части альманаха не имеют общей истории. Здесь же 3 части истории переплетены, и каждая последующая раскрывает общий сюжет всё шире. Но важно отметить, что новеллы были сняты, представлены на фестивалях и получали многочисленные призы, а также выдвигались на "Оскар" по отдельности (2012, 2016, 2018 годы).

Первая новелла "Туфельки" исполнена очень интересно. История рассказана через обувь и ноги: лиц и диалогов в фильме нет. Но всё там ясно: молодость, любовь, ревность, семья, тревога, трагедия. Эта символическая зарисовка очень хороша и лаконична. Кроме того, история передаётся симфонической музыкой, оттенки которой чётко соответствуют поворотам сюжетной линии. Интересно, как зритель испытывает сочувствие, симпатизирует и чувствует антипатию к тем или иным героям, не видя их. Это может быть только потому, что авторам удалось создать портреты личностей через их обувь и походку. Кадры сваленной в кучу обуви в итоге новеллы не постановочные, это было снято в музее концлагеря Освенцим. Когда Константин Фам (на фото в синем пиджаке) увидел этот памятник ужаса своими глазами, это произвело на него такое шокирующее впечатление, что он решил снять фильм об этом. Съёмки на территории Освенцима проводились впервые.




Вторая новелла "Брут" - это история собаки, которая переживает мясорубку Холокоста. Первый кадр - живые умные глаза большой собаки, они тот час же отзываются в сердце зрителя. В этой истории снимаются известные актёры: Оксана Фандера и её муж Филипп Янковский. Оксана появляется очень красивой с сияющими глазами в ракурсе лица, на которое щенок смотрит сверху, потому что она держит его на вытянутых руках и смеётся от восторга. Благородную красоту Оксаны драма не портит, даже красит, в каждом кадре на неё приятно смотреть. Филипп с его резковатыми чертами лица играет нацистского офицера, по внешности это ему подходит, но мне показалось, Филипп не вжился в эту роль. Впрочем, сложно вживаться в подобные роли, и возможно даже интуитивно отвергаемо. Параллельно в этой новелле в полный рост появляются обладатели обуви из "Туфелек", и сюжет первой новеллы обрастает деталями. Мне очень понравилась Маруся Зыкова в красных туфельках с её нежной и одновременно проникновенной красотой (её имя очень подходит её образу). На фото она справа.



Но в основе сюжета всё таки классный пёс. Он из Румынии, где проходили съёмки фильма. С большими сложностями нашли подходящую собаку для роли именно пацифистской овчарки, выращенной в любви, которую можно подпускать к актёром. Оказывается, что накануне съёмок умер любимый пёс Фандеры и Янковского, и они тяжело переживали это. А после общения с этим псом (плюс с щенком, который играл молодого Брута) они взяли новую собаку. Рассказывают, что съёмочная команда называла Оксану заклинательницей собак, так как, допустим, в сцене, где пёсик спит у неё на руках, Оксана брала его в руки и он сразу засыпал, как зачарованный.

Сложное решение принималось в отношении концовки фильма. Выбор пал на ту, которую подспудно желает зритель, хотя она отличается от оригинальной концовки, использованной в одноимённом рассказе Людвига Ашкенази, на основе которого построен фильм.

Третья часть фильма "Скрипка" связывает сюжетные линии предыдущих новелл и имеет свою. Это история одной скрипки. В её роли снималась аутентичная скрипка XVIII века, купленная специально для съёмок. История этой скрипки пронизывает три поколения и раскрывает семейные тайны героям уже мирного современного мира. Повествование происходит в трёх временных отрезах, которые и пытаются связать потомки пострадавших в Холокосте. Шикарна роль Владимира Кошевого. Он играет мужчину лет 50-х, крупного и холёного. В жизни же Владимир оказывается весьма молодым человеком на вид, невысоким и довольно скромным. Вот ведь магия кинопреображений! Очевидно, что Владимир очень серьёзно воспринимал эту роль. (На нижнем фото он с микрофоном).
За основу сюжета "Скрипки" взята реальная история оркестра из выдающихся еврейских музыкантов, которые были безжалостно убиты в Яновском концлагере. Сцены, в которых дирижёр оркестра обнимает своего сына, вызывали у меня особые чувства нежности к своему сыночку, который мир спал в этот момент дома со своим Папой.

На удивление, этот фильм не стал для меня тяжким переживанием, будучи несомненно тяжёлым. Во-первых, картины Холокоста (и в городах, и в лагерях) постоянно перемежаются картинами мирной реальности, и даже моментами счастья и творческого раскрытия персонажей. Во-вторых, было ощущение скорее театрального повествования, чем выпуклой реалистичности. В-третьих, режиссёр упоминал, что был намерен использовать сдержанные приёмы. И я думаю, в этом есть смысл. Привлекать внимание к этой страшной даже не странице, а толстой книге истории обязательно стоит, но вовсе нет необходимости травмировать зрителя особой жестью; нам тоже стоит сохранять ровность чувств и эмоций.

Эпоха показана весьма колоритно. Мирное время окрашено яркими живыми красками. Как задорно туфельки стучат по мостовой, как бежит пёс с корзинкой в зубах, как гуляют по Нью-Йорку американка и русский. Сцены, связанные с Холокостом, это тёмные цвета в городе и серые в концлагерях.

О каких свидетелях идёт речь в названии? О немых свидетелях ужасной истории: туфлях, собаке, скрипке. Ведь в те страшные времена был затронут весь пласт бытия, и тогда как судьбы погибших людей канули в Лету, существование второстепенных свидетелей подчас бросает особый - и иногда даже очень яркий - свет на историю человека.

Съёмки фильма происходили в России, Беларуси (Брестская крепость), Румынии, Польше, Франции, США и у Стены Плача в Израиле.
Производство фильма было осуществлено при поддержке очень многих серьёзных организаций, включая Министерство Культуры РФ, Центр Документального Кино, Российский Еврейский Конгресс, Роскино, что подчёркивает серьёзнейший замысел создателей, высокий культурный статус.

Фильм мы смотрели на премьерном спецпоказе в "Формуле Кино ЦДМ". Там присутствовали режиссёр фильма, участники съёмочной группы, некоторые актёры (один из которых - Владимир Кошевой остался общаться с зрителями после фильма), продюсер кинокомпании Russian Film Group Егор Одинцов (на фото справа) и, к сожалению, отсутствовали заявленная чета Фандера-Янковский. Обсуждались некоторые детали сюжета, некоторые истории производства фильма (упоминала), и поднимался важный вопрос о необходимости подобных фильмов.



Такой фильм, с одной стороны, трудно рекомендовать к просмотру, ведь зрителю непременно придётся касаться уровней болезненных переживаний, но я всё же советую этот фильм друзьям, потому что как минимум этим просмотром мы выражаем уважение создателям фильма, взявшимся за эту горькую тему с самыми гуманными намерениями, и отдаём дань памяти многочисленным погибшим в этот нечеловеческий период XX (такого близкого) века. Да храни нас Высшая Сила, делай умнее, мудрее добрее!

За приглашение спасибо moskva_lublu!


Отзыв о фильме "Собибор" также 2018 года и также на тему Холокоста.

Posts from This Journal by “кинокосмос” Tag

Profile

infected
flamingovv
Чуувствующая
Website

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com