?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нам всем тут морочат голову

Чтобы попасть на спектакль Московского театра русской драмы под руководством Михаила Щепенко, я сначала очень приятно заблудилась в Таганских переулках. Вынырнула из одного из них к крохотному зданию театра «АпАРТе» со ступеньками вниз. Нырнула в компактный зал, в котором было как в шкатулке, обшитой тёмным бархатом. Это было неожиданно уютно. Небольшой зрительный зал был заполнен полностью, сцена утопала в темноте.



Необходимо сразу рассказать, что в здании Московского театра русской драмы, что на Земляном Валу, в 2013 произошёл пожар, и ныне оно в стадии реконструкции. Тем не менее театр продолжает активную и успешную деятельность на других гостеприимных площадках. Основатель и художественный руководитель театра - Михаил Щепенко, заслуженный деятель искусств России, его имя в в книге рекордов Гиннеса, так как он единственный в России профессиональный режиссёр, имеющий богословское образование. Тамара Баснина, его супруга, сопостановщик практически всех спектаклей. То есть это сильный тандем, которые гарантируют высокий театральный профессионализм. Среди актёров заявлен ряд заслуженных артистов России, что говорит о многом.



Ждём спектакля "Комедия условностей" на заявленную тему Дон Жуан. Началось всё неожиданностями. Вспыхнуло умеренное освещение, и по сцене закружились в испанских танцах все будущие герои пьесы, включая толпу. Они опять же неожиданно замерли по щелчку пальцев одной Фигуры, потом отмерли и исчезли. Свет вместе с ними. Далее из зрительного зала появился парень в !бейсболке с фонариком. Он недоумённо вышел на сцену, недоумевая других. Стало понятно, что впереди многослойный, нелинейный спектакль. Ведь как могут на одной сцене бродить Дон Жуан и бейсболка. Условности отбросив могут, в комедии могут. Оттого это всё и не пьеса "Дон Жуан", а "Комедия условностей".



Юмор начался сразу, лёгкий, как игристое вино. Хотя постепенно начала вплетаться и драма, разрастаться трагедия, фарс, пафос и абсурд. Как и пристало драме, она охватывает и выражает гаммы чувств, эмоций и коннотаций. Здесь всего было много, даже слишком в конце. Ещё к концу в зале очень душно, и голова от этого и от многослойных смыслов сюжета распухала.



Тема - условности. Общественные условности и условности восприятия. Сражается с ними внутренняя свобода. Хотя наоборот, это условности сражаются с внутренней свободой, пытаясь тщательно её умять. А внутренней свободе (то есть Дон Жуану) хочется простой любви и искренней поэзии. Но тож невозможно вот запросто так в жизни нашей бренной.



Сегодняшний Дон Жуан демонстрирует не свободу нравов, как ему приписывается, а свободу духа, способного по-настоящему любить. Он бросает вызов - причём как бы пассивно, это не его цель - стереотипу о себе. Ведь изначально его слуга заявил о смешении времён и пространств, поэтому и оказалось возможным бросать вызов стереотипу, который сложится позднее в веках.
Смотрю второй подряд спектакль, где предлагается развенчание мифа: Маркиз де Сад мол не был садистом, а Дон Жуан донжуаном. Возможно ж, всё это условно.

Дон Жуана играет Павел Левицкий, актёр с добрым, искренним лицом, отлично подходящий на роль неисправимого романтика. Его друга Дона Карлоса играет Аркадий Аверин, такая самоуверенная личность, убедительно воплотившая интригана с жеманными манерами. Эффектен был Геннадий Кухаренко в роли Командора, хотя эту мифическую личность мы представляем лишь массивной конструкцией, а Геннадий выглядит на сцене массивно, но с лицом профессора физики или геолога. Герцогиню де Мендозу очень комично играет Дмитрий Поляков. Его герой появляется на сцене второстепенным персонажем, которого Дон Карлос приглашает на важную женскую роль, и Герцогиня с усами с первого своего появления взрывает в зал - талант на лицо.



Присутствует и политический контекст, ведь политический строй это серьёзные условности для жизни и простых, и богатых людей. И так сказать, политическая подоплёка не теряет актуальности в веках, предлагая блага, если согласишься на вовсе не условные ограничения. Причём всестрашного короля на сцене ни разу нет, лишь его указы, угрозы, и грозный (но и высмеиваемый смельчаками) образ. А вот инквизиция присутствует в лице Инквизитора, которого играет Алексей Савченко, актёр с заметной искрой, с проникновенным взглядом. Когда он на сцене, весь акцент падает на него. Он одет то в инквизиторскую мантию, то в мундир аля гестапо. В конце спектакля я его воспринимаю уже как Автора, а не Инквизитора, то есть образы сливаются. В этом тоже есть фрактал, которые окружают этот спектакль, где есть и глубокие смыслы, и сбитая логика - всё перетекает одно в другое по мере раскручивания нити, у которой нет конца.



Декорации условные: это лестницы-стремянки. А их образы многозначны, и ими можно весь спектакль эффектно играть. Костюмы тоже условны: к испанским нарядам времён инквизиции примешиваются жилеты с карманами, кожаные штаны, бутцы, застёжки-молнии, очки в чёрной оправе. Свет и цвета в основном красные, отражая бури самых разных чувств. Лишь любовь купается в мистическом фиолетовом.



Герои боятся по-настоящему своего Автора, ведь он, как божественный план, абсолютно всесилен. Или это тоже условно и всё таки можно обойти? Можно ли выйти из игры, придуманной свыше? Ведь большинство просто пляшет под дудку, предпочитая жить как все. Это путь наименьшего сопротивления, который выбирают многие по своему малодушию.
Но Дон Жуан пробует выйти из игры, не как революционер, а в отчаянии любви. Сам того не желая, с разочарованным и поникшим лицом, он бросает вызов чёртовой комедии, которая порушила ему счастье тантрического союза с единственной возлюбленной. Весь спектакль Изабелла (хрупкая Антонина Королёва) как ангел двигается в белой одежде, почти не касаясь сцены. В итоге исчезает из сумбура совсем. Её вычёркивает Автор, который и так уже наворотил. Сделка с Автором это сделка Фауста с Мефистофелем.



Конец, когда потерян главный герой для сбора аплодисментов, мне уже казался пелевинщиной, когда выдуманные персонажи сбиты сами собою с толка. А в чём толк? А есть ли толк? И где граница между сценой и залом для людей на сцене, и где грань между готовностью к аплодисментам и действительным уже моментом, когда надо кланятся? Московский театр русской драмы под руководством Михаила Щепенко сумел поиграться с этими вопросами.



Сайт театра, его социальные сети: Facebook, Instagram и ВКонтакт.

За приглашение на спектакль благодарю сообщество moskva_lublu.

Posts from This Journal by “театр” Tag

Profile

infected
flamingovv
Чуувствующая
Website

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com