?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

2 года я работала на Стромынке (2004-2005), и сколько ходила мимо театра Виктюка, хотела в него попасть, здание манило. Хотя тогда Виктюк ставил на других сценах города, так как здание реставрировалось. И вот спустя много лет благодаря сообществу moskva_lublu я попала в качестве блогера в этот театр на спектакль "Маскарад Маркиз де Сада", в это самое здание советского авангарда (бывший Дом культуры имени И. В. Русакова).



Попала я в заведомо необычный театр. Впервые видела театр с оконными стенами с видом на майский вечер. Впрочем, под голос приветствия Романа Виктюка опустились плотные жалюзи, отрезав внешний мир.



Зал - высокий амфитеатр. На сцене разлита краска, символизирующая творческие искания и душевные метания. Фон - экспрессивные карикатуры примитивного искусства. Кроме краски и портретов, на сцене лишь передвижные деревянные 2-этажные помостки. Бросается в глазах сочетание насыщенного с упрощённым. О контрастах и будет всё дальнейшее действо.



Маркиз выходит на сцену в хитоне с ногами в вёдрах. Мигом начинается эмоциональное, даже надрывное действие. Это красивый мужчина, заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин с художественно пластичным телом и завораживающим голосом а-ля Лагутенко. Все остальные персонажи рядом с ним обладают меньшими энергетическими контурами. На этом построен сюжет.

Я знакомлюсь с понятием "пластичный театр", когда любые слова актёров оформляются перетекающими движениями их тел. Это выразительно, искусно, погружает. Особую мощь демонстрирует опять же Бозин, который своим сильным, худым и наработанным телом обтекает 2 этажа помоста, порой вися "на волоске". Красивая, неожиданная для меня медленная акробатика в театре. Хореография высокого уровня!

В зале чувствуется напряжение, смущение, даже страх перед слишком откровенным. Когда на сцену врывается революция в лице пошловатой Жюстины, зал расслабляется, ведь пошлость не щекочет нервы и чувства. Жюстина напомнила гологрудую "Свободу, ведующую народ" Делакруа. Франция такая вся чувственная, от революционеров до философов.

Маркиз меж тем продолжает лазать по верхам, и с ногами на вёдрах, и без них, проходит без страховки высокую перекладину, спускается без поддержки с лестницы с человеком на плечах и так далее. В его движениях при этом аристократичность, которая является частью личности де Сада. Играть его непросто - слишком сложная личность, с противоречивыми аспектами. Но Бозин великолепно вживается в роль, выглядит в ней старше своих лет. Маркиз такой разный, перетекающий, как и его движения.

Представленная история это не фактура, это сценическая фантазия на тему взаимоотношений Маркиза с окружающими его людьми, покуда он 17 лет живёт в тюрьме за своё якобы непотребное поведение. Якобы, потому что, возможно, и не было непотребного поведения, были лишь литературные фантазии Маркиза, а непотребщиной занимались за него другие. Суть маскарада в том, что все персонажи имеют двойное дно. То у них разные имена, то у них разный пол, то у них разный социальный статус, то видимое поведение и так далее. В диалогах происходят столкновения гения и посредственности, хозяина и слуги, мужа и любовника, преданности и измены, рабства и свободы. Вокруг такой противоречивой фигуры происходит очень многое.

Напряжение нарастает с появлением инспектора Маре, который и отправил Маркиза за решётку, впрочем в весьма комфортные условия. Между ними бесконечная дуэль, которая впрочем перетекает в фантазийный мучительный тандем. Это напомнило Моцарта и Сальери. Их взаимоотношения всё дальше усложняются, как по фракталу захватывая судьбы всех персонажей. Режиссёр Виктюк выражает гремучую историю.

А я задумалась по мелочам: о чём думал актёр, игравший охранника Огюстена, когда в позе ребёнка лежал на сцене минут 20? О своих прошедших или будущих выходных? О чём думают актёры, замирая на сцене? А зрителей дважды провоцировали: включали запись аплодисментов внутри сюжетной линии. Зрители почти срывались хлопать на автомате. Не есть ли в целом история скандального Маркиза де Сада одной из провоцирующих в мире искусства?

Цвета, присутствующие на сцене в декорациях и костюмах: красные, серые, телесные и малиновый будуарный свет. Палитра как бы ограниченная, но очень говорящая. Со своих помостов актёры иногда отбрасывают тени на стены, что создаёт дополнительный объём для восприятия зрителей. Особенно эффектной была тень Маркиза с руками на перекладине, которая превращалась в распятую фигуру на изображении Христа на огромном занавесе. А скромный и блаженный Христос изображён в окружении голых людей в томных позах. Всё здесь на контрастах эмоций и чувств.

Их настолько много, что под конец от них устают и герои - ложатся на пол, и зрители, закрученные в воронку яркой французской истории. В конце было много длинных алых роз. Ими персонажи хлестали и бросались, выражая клубки чувств. Эти цветы - символы страстей, которые и есть искусный театр Виктюка.



Финальный выход всех актёров, превосходно сыгравших свои роли (Александр Дзюба, Людмила Погорелова, Екатерина Карпушина, Иван Никульча, Михаил Половенко), вызывает бурю заслуженных аплодисментов. Зрители прошли широкий диапазон переживаний, успели восхищаться, смеяться, бояться, внутри себя сражаться, удивляться и забываться. Тут прямо таки тантрический момент случился - настолько слились настоящие и показные переживания.



От Бозина глаза всё не отвести, он заворожил абсолютно. Магия просто какая-то, незабываемое впечатление.



Когда всё завершилось, достала морковку из сумки пожевать, чтобы вернуться в городской мир из далёкой фантазийной тюремной камеры Маркиза де Сада.



В фойе макет здания театра Виктюка. Сайт театра Романа Виктюка и группы театра в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Instagram, YouTube. Я очень ценю этот пережитый, хотя и непростой театральный опыт. Большое спасибо театру за приглашение!

Posts from This Journal by “театр” Tag

Profile

infected
flamingovv
Чуувствующая
Website

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com