?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прямо за полсуток до очередного празднования Дня Победы мы посетили в кинотеатре "Горизонт" спецпоказ фильма "Собибор", устроенного жж-сообществом (моя благодарность moskva_lublu).

Фильм на историческую, драматическую тему - нацистские концлагеря. Тяжёлая тема, неизменно дёргающая за струны наши мирные души. Взялся за эту тему Константин Хабенский в качестве своей дебютной режиссёрской работы. Смело, однако!


Сюжет - единственное удавшееся восстание узников в лагере смерти Собибор на территории Польши. Мы полностью погружаемся в жизнь и быт этого лагеря, знакомимся с его обитателями - покорными и дерзкими евреями, с его нацистскими охранниками, показанными, конечно, отборными свиньями, если мягко сказать.

На фоне общей картины страдания и отчаяния в фильме нарастает напряжение и желание прорыва. Говорят, Хабенского обвинили в отсутствии ритма - профессионалы подсчитывали тайминг, видимо - но это ж возможно отражение настроения. Когда тоска и отчаяние, они тягучие. Когда прорыв - он стремительный. А переходный этап может быть и скомкан, потому что нет чётких границ.

Хотя, по мне, границы ритма обозначались "дуэльными" встречными взглядами героя Александра Печёрского, организатора прорыва, и коменданта лагеря, двух достойных гремучих соперников.

Первого играет сам Хабенский, который в своей первой режиссёрской работе заслужено разместил себя со своими странными ушами в центре всего происходящего. Он, как обычно, играет "сам себя" и зыркает своими проницательными глазами. Он гордый, сильный, несминаемый, как обычно. Когда все с опущенными головами, он один с поднятым подбородком. Когда все пригнулись к земле, он смотрит, что происходит вокруг. Треть фильма его взгляд остановившийся, он в нерешительности. Когда же решается, глаза живо забегали до самого конца.

Коменданта неожиданно играет голливудский Кристофер Ламберт. Лицо - его скомканная маска. В глазах отсутствие интеллектуальности (собственно все его роли такие). Он уже извращён до предела. Все его боятся, как Люцифера. Зачем-то представлена сцена его прилюдного психологического откровения о душевных ранах, о его проблемах отцы-и-дети. В эту сцену я не поверила.

Очень откровенных, эмоциональных сцен в фильме в целом очень много. На них и акцент, то есть на эмоциях, глубоких чувствах многих из заключённых. Хорошо показаны разные характеры людей, попавших под одну гребёнку рандомом, их противоречивые чувства. Молодые ребята, примкнувшие к пути сопротивления, являют собой важную свежую струю этого ужаса. Ярко отражены внутренние конфликты: смиряться - сопротивляться, прогнуться - устоять, убивать - не убивать.

Последнее - это отдельная линия этого фильма. Решиться на всё ради свободы и решиться на убийство даже ненавистных врагов своими руками - разные вещи, между ними ступень разной высоты для каждого. И кто как может справляется с этой задачей. Но нигде нет упоения от убийства, и немало отчаяния от убийства. Всё как и могло быть. Впрочем, и зритель совсем по-разному смотрит зверские убийства невинных людей немцами, и решительные убийства виновных немцев этими невинными жертвами холокоста. В первом случае, сжимаются внутренности, во-втором, удаётся удерживать хладнокровный взгляд. Как же порой тонки границы между "что такое хорошо, и что такое плохо".

А если обратить внимание на фразу молодого еврея "Научили еврея убивать", так тут вообще открываются несколько планов. И утверждение, что немцы научили убивать даже евреев, которые не должны это делать по религиозным верованиями. И ирония, что мол научили вы на свою мёртвую голову. И возможная отсылка к библейским вопросам о том, что евреи в своё время распяли Христа, то есть не немцам мол их учить. Но именно этот молодой еврей был доведён до ручки, хотя не сразу поверил в возможности жути этого мира.

Нестройное у меня повествование, да. Начало фильма немного обескуражило: людей привозят в закрытый лагерь с одним чемоданом скарба, а они выглядят весьма беспечно, будто в санаторий прибыли и верят в это. Ведь это уже 43 год, война и ужасы давно в разгаре. Потом быстренько всё и все ныряют в творящийся ужас.

Зато как шикарно красиво показано прибытие поезда, оператор сам получается удовольствие от сцены, тянет её, медленно вводит повествование. Да и вся картинка фильма хороша. Чёткая по настроениям - теням и свету, свету естественному (редкому), ночному и прожекторному. Хорошо выстроенные кадры для самых разных сцен. Колор всего фильма - рыжеватый, коричневатый. Очень подходит своей приглушённостью во всех представленных оттенках.

Отдельный комплимент - звуковой ряд. Он богат разнообразными эффектами, обогащающими восприятие фильма: тикание, классическая музыка, угасание звука фоновых сцен для передачи эмоций восприятия героев того, что на фоне, и так далее.

Финальную сцену моя Сестра интересно сравнила опять же с ветхозаветным сюжетом: как Моисей вывел израильтян из Египта, так там эпично распахнулись ворота во главе с Печёрским. Такой высоко эффектный прорыв. Тут Хабенский круто взял: узники показаны в замедленной съёмке уже как бы прорвавшимися, внутри расплывается радость за них, а в этот ряд врываются кадры реального времени, какими жертвами они прорываются. Как по ним строчат из пулемётов, как погибают один за другим, как ищут и зовут любимых. Эта двойная сцена очень запоминающаяся и достойная в лице всего кинематографа. Финальные кадры, однако, выворачивают по-новой. Хромой молодой парень бежит уже один, аллегорично совсем один в чистом поле, с большим вниманием показан каждый сложный шаг, и очень громко звучит его дыхание в замедленном, тщательном эффекте. Как будто это тяжёлое дыхание вырвавшегося на сомнительную свободу (многие из них погибли уже за пределами лагеря) - символ всей этой драматичной истории. Титры идут в тишине, они как минута напряжённого молчания.

Слеза у меня пошла на кадре, когда Хабенский несёт на руках девушку, свою только обретённую и уже потерянную возлюбленную. Зная историю из его реальной жизни о том, что от рака умерла его жена, подарившая ему за год до этого сына, меня пробрало. Я думаю, он не мог не ассоциировать такие вещи. И делает это открыто. Ведь он создал фонд помощи раковым больным после своей трагедии. В целом, я чувствую в Хабенском качественную глубину.

Кстати, о любви в этом фильме. В трейлере фильма присутствовала интимная сцена, в фильме её не было. Вот и отлично. Так это голливудская тенденция в любую историческую драму всунуть интим. Достаточно же всунуть любовь. Она да, никогда ни откуда не исчезала. Возлюбленная героя Хабенского - почти эфемерная кроткая девушка, которая имеет возможность перемещаться по всему лагерю. Она как ангел появляется около героя в тяжёлые моменты, вея на него теплотой и душевной заботой. Её тёмно-карие глаза смотрят насквозь, а красивые губы поджимаются в трагическом смирении. Возможно, она даже нереальна в своей чистоте.

А вот другая рыжеволосая узница, которую играет Мария Кожевникова, весь фильм с одинаковым выражением лица - она как заморожена всем страхом вокруг. Тем более на её яркую внешность нацисты летят как мухи. Ещё меня удивила брюнетка Михалина Ольшанска, которая присутствует на постере к фильму. Она в фильме в двух сценах в начале, а на постере она как будто в центральной линии сопротивления. Здесь, очевидно, продюсерские уже истории, в которых не охота копаться. Она же иностранка. Тогда и Ламберта надо было для привлечения публики. Хотя бы в угол какой-нибудь затолкать. Я бы более правильным видела фотографию мальчонки, который очень помог их успеху. Он бы круто добавлял драмы на постер.

Ещё рада, что не оправдались мои предположения, что в итоге будет реальная "дуэль" Хабенского и Ламберта, как требует того жанр (Голливуда прежде всего). Ламберта подстреливает другой, да и то не до конца. Он лежит и наблюдает бегущую за пределы его королевства толпу, которая гротескно перед ним ещё и шляпы снимает. Ещё хорошо, что обошлись без 12 подробных смертей. Офицеров, которых надо было уничтожить, было 12. Подробно показаны только несколько смертей, а одна так вообще лишь на кровавых руках молодого еврея. Молодец Хабенский - обходит голливуд, избавляя нас от "фаст-фуд" клише.

Нужна ли была сцена оргии, от которой зритель эмоционально очень устаёт? Потому что ну куда уж такой объём и выпуклость зверств и унижений. Я бы сказала - сцена-перебор. Было ли подобное на самом деле в этой истории? Возможно, конечно, что нацисты устраивают этот садом-и-гомора напоследок, так как известно, что лагерь вскоре ликвидируют. А для узников это становится окончательной веской причиной решаться на следующий день на прорыв. И такое нежное окончание этого эпизода, где Хабенский не впервой показывает свои способности к любви.

Итог, сильный по воздействию фильм в большинстве своих атрибутов. Достойное режиссёрское начало. Пускай и случались сомнения восприятия.

После показа блогеры немного поговорили о фильме с киноблогером Антоном Голубчиком. Первый поднятый вопрос - какой возрастной ценз следует давать фильму. Моя Сестра, у которой 15-летний сын, сказала, что современная молодёжь привыкла к жестокости и ужасам в кинематографе, ведь они ходят на всякие триллеры и боевики, где в целом всё это неоправданно, ужасы ради ужасов. Здесь ужасы другие - живые, настоящие, исторические. И соответственно ненадуманные эмоции, переживания, которые стоит молодёжи осознать, дабы понимать, что есть реально война. Многие в зале согласились.

Желаю фильму удачного проката в странах мира. Всем следует помнить, что есть реально война.



P.S. Что же Хабенскому дальше снимать после такой серьёзной темы?

Posts from This Journal by “кинокосмос” Tag

  • Вызовите слёзы

    Если вечер вышел волнительный, то ты ещё серию "Вызовите акушерку" посмотри, чтобы окончательно облиться слезами. Интересно, я хоть серию насухо…

  • Мэри Поппинс возвращается в 2019 году

    Яркая музыкальная сказка, очень волшебная. Стильная, как сам Лондон. С реалистичными проблемами, которые решают на разных уровнях. И как обычно…

  • Ура второму зимнему месяцу и новому году!

    Всех очень поздравляю! ЖЖ, я люблю тебя! Дубна, Смоленский храм. А у нас сегодня бункер в Строгино. Первый раз за год не была на улице. Зависаем.…

Profile

infected
flamingovv
Чуувствующая
Website

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com