На электросамокате по питерской Коломне
пУзнала я, что в Питере есть своя Коломна. Показалось мне это необычным, поэтому захотелось исследовать. Это один из центральных районов — от Невы в пределах реки Фонтанка и Крюкова канала. Мы жили по соседству. Берёт электросамокат, становимся на него вдвоём и мчим вниз по Фонтанке. Пасмурно, но обволакивающе. Пересекаем Старо-Калинкин мост, который продолжает Старо-Петергофский проспект, и оказываемся в Коломне. Огибаем район слева, чешем уже вдоль реки Пряжки и делаем первый кадр на её другом берегу — часовня Николая Чудотворца при больнице для душевнобольных. Она стоит на Матисовом острове. Тут сплошные острова. В этой клинике — «Пряжке», как я теперь читаю, лечились (иногда не по своей воле) Даниил Хармс, Иосиф Бродский, художник Михаил Шемякин, Цой тут косил от армии. Заведение действующее.
Матисов мост переброшен через исток речки Пряжки. За ним Мойка. Давайте разберёмся, что значит Коломна? Но это непросто: вариантов происхождения слова много. Это могли быть и «колонны» — прямые просеки, и «колония» — селения иностранцев, и село Коломенское под Москвой, откуда переселились мастеровые, или выходцы из города Коломна, вариантов происхождения которого ещё больше. Освоение района началось после закладки в 1711 году Петром I летнего дворца для своей жены Екатерины — Екатерингофа и прокладки к нему первой дороги. Массовое заселение Коломны началось после двух пожаров в Морской слободе в 1730-х годах. Вокруг интересно, как в осенней старой Европе. Бордюры, разбитый асфальт и прочие неурядицы на дорогах нас уже достали, но мы всё равно продолжаем исследование. Проехали от моста налево вдоль Ново-Адмиралтейского острова (куда машина), упёрлись в тупик Адмиралтейских верфей и поехали направо.
Коломна сохранила большую часть рядовой и прочей застройки XIX века. Атмосфера очень своя и немного приватная. На набережной реки Мойки глубоко впечатлил дворец князя Алексея Александровича, который ныне Санкт-Петербургский Дом музыки: величественностью и финтифлюшками.
С моста рядом фотографирую котельную на Ново-Адмиралтейском острове. Трубы выдыхают облака. Ух, сколько раз «приходилось» останавливать электросамокат и просить с него спрыгнуть Богдана. Но нам было классно.
Мы на Храповицком мосту через Мойку. Рядами на набережной Адмиралтейского канала стоят флигель Дворца Бобринских, далее с зелёной башенкой дом Л. И. Штиглица — запасной дворец великого князя Павла Александровича и так далее и тому подобное. От этих архитектурных историй Питера у меня голова кружится. Лучше не углубляться — иначе провалишься и весь мир позабудешь. Полосатая будка в сквере мила.
На другой стороне моста нас приветствует садовый павильон при парке дворца Бобринских. Здесь концентрат истории в зданиях. Ряд бюстов над улицей нового века. Интересно представлять размах, эстетику и изыск, которые позволяло себе дворянство. Как же перевернулось всё с ног на голову. Едем дальше.
Едем по Ново-Адмиралтейскому каналу мимо проходной Адмиралтейских верфей, внутренность которых хочу сфотографировать, но за мной зорко, как за шпиёном, следит охранница. Выкатываем на Большую Неву. Открывается панорама Васильевского острова, набережной Лейтенанта Шмидта и великолепного Храма Успения Пресвятой Богородицы. В кадр чуть-чуть не попала музей-подводная лодка, на которой я была с дочкой подруги в 2015 году. Оттуда мы смотрели на этот храм в перископ.
Мы уже изрядно устали и замёрзли. Обратно решаю ехать через центр. На перекрёстке улиц Писарева и набережной Мойки вновь спрыгиваю с самоката — невозможно не сфотографировать собственный особняк архитектора Шретера. Готика, кирпичный модерн, эркер, угловая башенка, щипцы (островерхие фронтоны), мансарды, ажурный балкончик, керамическая плитка — дом-конфетка! Шретер был ведущим мастером кирпичного стиля. В советское время это был многоквартирный дом, после 2000-х в частной собственности. Храни тебя!
Дальше катим по Мойке вдоль острова, вернее двух рукотворных островов Новая Голландия. Арка между островами была воздвигнута в 1770-х годах, и когда я увидела её впервые — да и с тех пор когда вижу — моё воображение зашкаливало и зашкаливает. Между ними канал. Я представляю, как верховные эльфы вплывают по нему на просторных лодках. Однажды я написала на эту тему крохотный фэнтези-текст: Где водятся городские эльфы. Новая Голландия долгое-долгое время — почти 300 лет — была недоступной для посещений, но в 2011 году открылась для посетителей в качестве развлекательного арт-комплекса. Надо бы, кстати, вновь посетить в следующий визит.
По центру на электросамокате ехать было крайне утомительно: много машин на дорогах, много людей на узких тротуарах, бесконечные перекрёстки, необходимость часто уточнять дорогу — для этого опять останавливаться, ссаживать пассажира и так далее. Но я везла Сына и думала: однажды он осознает, как Мама катала его в 5 на самокате по великому городу. Я бы хотела такого.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →