Компоновка кадра в школе Open Foto
Уже давно я поглядывала на приглашения от сообщества open_foto на фото-лекции и фото-прогулки. Не менее давно я намеревалась глубже изучать тему золотого сечения в фотографии. И тут появляется приглашение именно на такую лекцию именно в эту школу. Зарегистрировалась и поехала на Новинский бульвар — поговорить о фотографии в компании приятных и увлечённых единомышленников. Атмосфера в цоколе старинного дома была творческой, окружали интересные объекты, на которых, видимо, обучаются студенты школы. Я окунулась в экспрессивную и занятную манеру лектора и основателя школы — Евгения Колкова, профессионального фотографа с 25-летним стажем и художественным образованием. Лекция пошла неким своим руслом, и я зафиксировала для себя важные идеи о фотографии в целом.
О Золотом Сечении я узнала в 2010 году в своём будущем журнале Greenword.ru, в статье Жени Носова Последовательность Фибоначчи, проиллюстрированная природой. Статья гласила, что «Золотое Сечение — это деление отрезка на две части в таком соотношении, при котором большая часть относится к меньшей, как их сумма (весь отрезок) к большей». Кроме того, «Золотое сечение — высшее проявление совершенства целого и его частей в науке, искусстве и природе». Всё строение тела человека основано на этой математической последовательности, и потому является совершенным.
В Природе мы встретим массу подтверждений наличия золотого сечения, как будто кто-то действительно рисовал дизайн ракушек, шишек, цветок по чёткой математической модели.
И если мы применяем принципы золотого сечения в фотографии, то приближаем её к гармоничной. Почему лишь приближаем? Потому что качество и успех фотографии зависит от ряда факторов, но применение данного сечения в любом случае повысит «смотрибельность» фотографии. «Чувство прекрасного на уровне физиологии». При этом, золотое сечение в фотографии проявляется в компоновке кадра по разным схемам, не только по сложной траектории спирали. Важно добиться того, чтобы акцент в фотографии размещался на гармоничных точках и пересечениях. Это как раз и надо изучать теперь плотнее. «Волшебная формула понравится большинству».
Евгения «носило» широко. Сечение было акцентом, но он коснулся самых разных тем фотографии в целом. Побросаю некоторые заметки из блокнота.
— Фотография призвана рождать эмоции.
— На просмотр твоего фото у зрителя современного мира уходит не более 1,5 секунды. То есть у тебя очень мало времени, чтобы привлечь и увлечь своего зрителя.
— Большинство классиков-фотографов дожили до 80-90 лет в здравом уме, что говорит о развивающей силе искусства фотографии.
— Есть рычаги воздействия, которые невозможно отменить.
— Картина Иванова «Явление Христа народу» построена по классическому примеру использования третей: Иисус находится на самой эффектной — третьей точке.
— Обязательно стоит анализировать свои и чужие работы.
— Анри Картье-Брессон — великий фотограф-гений (к подробному изучению). Международное фото-агентство репортажной фотографии Magnum Photos, одним из основателей которого является Брессон , является кладезем лучшей мировой репортажки (тоже стоит изучать).
— Правила можно ломать, но важно помнить, что есть правила нарушения правил.
И многое-многое другое. Можно идти в школу и изучать все темы по отдельности. В теории хотелось бы, конечно. Пока задалась следующей стадией: найти в сети фотографии со схемами золотого сечения на них, перерисовать их схематично, чтобы нагляднее пропустить через свой мозг, и научиться видеть их в своих кадрах.
Мы еле разошлись в 11-м часу ночи. По завершению лекции участники переместились на уютную кухню, не хотелось резко вырываться из креативного потока, хотя утром мне надо было уезжать с рюкзаками на фестиваль. На кухне были чайки, вкусняшки, а одна девушка угощала сложными веганскими блюдами собственного приготовления. Не все поняли эти вкусы (десерты без молочки и яиц, гороховая колбаса), но во мне она нашла благодарного и заинтересованного дегустатора и на утро прислала педантичные рецепты в директ инстаграма.
Я вышла во дворик Новинского бульвара, 18Б, и всё вокруг казалось на порядок фотогеничнее. В этом отдельный смысл погружения в теорию фотографии: начинаешь по-новой видеть!