flamingovv

Listens: 30 Most Famous Classical Piano Pieces

Categories:

О Дивный новый мир в «Модерне»

Возвращаться под крыло Юрия Грымова периодически хочется. Его режиссёрский стиль манит. Ему присущи безупречно выставленные мизансцены — люди на сцене собираются в филигранные картины. Эта геометрия наполнена литературным и философским смыслом. Грымов философствует очень театрально, причём на современном языке, доходчивом, но не поверхностным. Он умеет держать баланс, чувствительный и профессиональный, конечно. 

Жаль, Вы не вышли на сцену под занавес. Хоть я и видела Вас и там, и на пресс-конференциях, была бы рада новой встрече с Вашей харизмой.

Грымов — отважный режиссёр. Спектакль про Курта Кобейна сбивает с толку ханжей и заставляет трепетать многих. Юрий осмелился на «Войну и мир», создав эпичный, как полагается, спектакль, который хочется пересматривать (что для меня крайне редко). 

Теперь он взялся за легендарную анти-утопию Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Хаксли — британский гуманист-философ, писатель, 7 раз номинированный на Нобелевскую премию, признанный одним из выдающихся интеллектуалов своего времени. Увлекался среди прочего философским мистицизмом, парапсихологией, универсализмом. Короче, наш человек. Я изучала его довольно плотно в процессе эзотерического развития. «О дивный новый мир» я читала, хотя его любимая книга — утопия «Остров». 

«О дивный новый мир» — книга-пророчество 1932 года. Только сейчас узнала, что в оригинале она называется «Смелый новый мир». Это меняет некоторые акценты. Действие романа происходит в 2541 году. В датах Хаксли слегка ошибся — будущее наступило раньше. Кстати, «Модерн» стал первым театром, получившим права на экранизацию романа Олдоса Хаксли.

Обложка первого издания "О дивный новый мир"
Обложка первого издания "О дивный новый мир"

Этот спектакль о мире равно счастливых послушных людей с пошлостью к индивидуальности, с ценностями потребления, бесчувственного секса. Чувства вызывают опасения. Люди взращиваются в инкубаториях, делятся на касты: отуплённые чернорабочие, стандартные гамма и дельта, высшие привилегированные бета и альфа. Люди не увядают благодаря фармакологии. Все проблемы заедают легальным и поощряемым наркотиком Сома: «Сомы грамм — и нету драм!». Слова «любовь», «мать», «отец» — грубые ругательства; запрещены религия, искусство, фундаментальная наука. Только технический прогресс. Короче, уравненный, матричный, бездушный мир с улыбочкой на лице.

Сюжет развивается вокруг дикаря Джона, рождённого естественным путём и выросшего в резервации. Он попадает в дивный новый мир, становится в нём сенсацией, влюбляется в красотку из касты бета, в итоге разочаровывается в новом мире, не будучи способным отринуть живые эмоции, и погибает изгоем. Александр Толмачёв очень органично мечется с ошалелыми глазами, а ведь справлялся и с совсем иным образом Андрея Болконского. Браво. Его заблудшая матушка Линда — заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова —  даёт нам первую надежду, что в дивном мире найдётся место естеству, но она же эту надежду гасит.

Центральную актёрскую роль исполняет заслуженный артист России Игорь Яцко, личность с мощнейшей энергетикой. И это была приятная неожиданная повторная встреча. При этом мы видели его раньше в другом театре  — Et Cetera, при чём в схожей роли! Там мы смотрели «451 градус по Фаренгейту», тоже анти-утопию, но более позднего времени, 60-х, Рея Бредбери. В сюжетах этих двух великих произведений XX века есть много схожего. Яцко играл там пронзительного и безапелляционного начальника пожарной бригады. Это был выразительный антагонист главного героя. Здесь он играет такого же пронзительного и безапелляционного Главноуправителя Монда. Вокруг его мощи вьётся линия невозможности противостояния. Когда Яцко на сцене, всё внимание на нём. И он получает от этого удовольствие. 

Громов создаёт постановку в более современном ключе. Вокруг сцены проецируются слова facebook, netflix, instagram — новые пункты социального отсчёта. Потребительский бог Генри Форд был заменён на цифрового бога Цукерберга. 

В спектакле мало декораций, как обычно массив выразительного света, есть двигающая трансформер-конструкция и много монотонности. Последняя адекватна дивному новому миру с его однообразием мышления, бездумной разжёванностью, принадлежностью всех всем.

Хаксли вместе с Грымовом задаются вопросами контраста индивидуального и общественного, стадного движения во втором направлении. Они ставят зеркало перед людьми современной цифровой эпохи, побуждают к осознаванию и самоосознанию, к яркости чувств, к распознанию естественной мудрости, к ценности искренних взаимоотношений, уважению предков. Это высоко этическое произведение, совсем не для развлечения. Кто ещё из изгоев книги то читает, кроме соцсетей?.. «О дивный новый мир» сейчас всё актуальнее, ведь в нашей цифровой реальности мы двигаемся в этом антиутопичном направлении, и стоит не забывать про это.

Непростой для восприятия спектакль, но я счастлива совместить два культурных столба мирового уровня — Олдоса Хаксли и Юрия Грымова. Тем более в компании дорогого друга-единомышленника-именниника и его супруги, для которой мы купили последний билет день в день, оказавшись в итоге на втором ряду в центре.

Спасибо за приглашение moskva_lublu и kogda_leto

А также Театр "Модерн", его соц.аккаунты в Фейсбуке, Инстаграм и ВКонтакте. Ходите в «Модерн»!

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.