«Красная шапочка» в Театре А-Я
В самом центре Москвы, в Петровском переулке между Большой Дмитровкой и Петровкой, в укромном дворике расположился детский музыкально-драматический Театр «А-Я». Мы пошли с ним знакомиться на спектакль для малышей «Красная шапочка» и получили массив приятных эмоций.
Открыв входную дверь, мы сразу погрузились в мир уютной сказки. Театр был основан в 1990 году Вячеславом Еременко. Театр шёл путём от экспериментального студии до профессионального театра. Спектакли проходят для разных возрастных групп: от самых малышей до подростков.
В репертуаре театра отечественная и зарубежная классика, сказки народов мира, а также познавательные экспериментальные проекты. Прежде всего, в театре ставят музыкальные спектакли, но мы сегодня смотрим кукольный спектакль по легендарной сказке Шарля Перро «Красная шапочка». С классикой обязательно хочется знакомить своего ребёнка.
Пыталась смотреть на действие глазами 4-летнего Сына. Смотрел он очень внимательно. Полагаю, он видел прежде всего саму сказку, а не механику процесса. А механика была проста. Представляю, как взрослые дяди (режиссёр-постановщик Виктор Митнюков и художник-постановщик Владимир Бочаров) сочиняют и продумывают все эти детали. Крутящийся стол в середине небольшой чёрной сцены, жёлтые драпировки на столе — полянки, деревянные объёмные деревья, 4 основные куклы, дополнительные персонажи — ёжики, бабочки на палочках, белочка, и трое актёров в чёрных одеждах, которые ими управляют.
Стол освещали лампы с тёплым светом: жёлтый, оранжевый, зелёный. Над столом витали белые покрывала-облака, светящиеся во флюрном свете. Малиновая лампа изображала закатное Солнце на покрывалах. Короче, очень объёмный пейзаж при минимализме исполнения. Вращение стола создавало иллюзию бегущей тропинки в лесу.
Тип используемых кукол — планшетные, известные с незапамятных времён. Планшетом как раз служит стол. У кукол имеются рукоятки на голове и спине для управления. Игра кукловодов очень убедительная, за героями-куклами мы наблюдаем с живым интересом.
Управляют всеми куклами три актёра. Низенькая Валерия Пацап занималась прежде всего Красной Шапочкой, добрым голосом делая её задорной и простодушной. «Волченька» обращается она иногда к Волку. Интеллигентная Лидия Вольнова-Тошич делала вкрадчивыми Маму, Бабушку, ворону, белку. Харизматичный Руслан Аллахвердиев с низким голосом оживлял бывалого и мужественного Волка, иногда превращающегося в тоскливого пса. А Ежа он делал мягким и заботливым.
Характеры героев, даже эпизодичных, были чётко прорисованы. Полагаю, мой Сын их запомнит.
В казалось бы незамысловатый сюжет вложен огромный смысл. Известен классический архетипичный «путь героя», который проходят герои «Властелина кольца», «Волшебника Изумрудного города», «Звёздных войн» и так далее: обыденная жизнь, зов, порог, путь, испытания, битва, победа, возвращение и в итоге преображение героя. Красная Шапочка тоже проходит этот путь, который является для неё инициацией. Мама, которая отправляет её к Бабушке через опасный лес, делает это осознанно: «Она уже выросла и должна сама пройти этот путь». Этот акцент на спектакле для малышей в театре «А-Я» был выражен очень явно. И я считаю это правильным, так как убеждена, что «подсознание всё пишет», особенно когда мудрый взрослый привлекает к этому внимание ребёнка на разных этапах его жизни.
Особо понравилась сцена, когда был выключен весь свет на сцене, кроме луча, освещающего Красную Шапочку, летящую в пустоте. Её тень сопровождала на задней стене в световом круге от луча. «Я иду к тебе, Бабушка», протяжно напевала Красная Шапочка. Дети замерли от этого завораживающего действия, да и взрослые тоже.
Чётко подобранная музыка высвечивала ключевые моменты сюжеты: беспечные песенки Красной Шапочки, опасная музыка в стили ambient для Волка. Музыкальная составляющая спектакля очень важна для общего восприятия. Музыка — это ещё один главный герой спектакля.
Конец истории отличался от классического, но я, конечно, не буду говорить, в какую сторону. Создать свою интерпретацию известного сюжета имеет право любой режиссёр при условии, что в это изменение будет вложен некий акцент и смысл.
После завершения спектакля мы долго оставались в его тёмной, камерном и уютном, как летняя вечерняя дача, фойе. Для создания атмосферы там стояло пианино, кресло-качалка, комод с детскими материалами, низкий деревянный стол с раскрасками, немного игрушек. Незнакомые друг с другом дети даже начинали взаимодействовать, объединённые уютным театром.
Конечно, не стоит торопиться покидать театр, ведь в каждом его уголке прячется часть общего воздействия. Каждый поход в театр для ребёнка это проживание неповторимого опыта.
В театре «А-Я» и взрослым, и детям быть очень приятно. Неудивительно, что у довольно молодого и небольшого театра есть уже свои почитатели и поклонники. Я рада рассказать об этом московском уголке детской культуры в Москве.
Спасибо за приглашение сообщество moskva_lublu
и Театру А-Я, конечно же! Соцсети театра: Fb, Instagram, Vk, Youtube.