Чувствующая (flamingovv) wrote,
Чувствующая
flamingovv

Categories:
  • Music:

"Война и мир. Русский Пьер" в Театре Модерн

В неповторимый театр "Модерн" я вернулась на предпремьерный пресс-показ почти невероятного: постановки Юрия Грымова "Война и мiр. Русский Пьер". И с самого начала я бы хотела выразить своё глубокое уважение этому отважному и стильному режиссёру, который взял на себя смелость работать с, возможно, самым эпичным романом мировой литературы.




На пресс-конференции Грымов рассказал, что готовил эту постановку более 3 лет, то есть половину того срока, который Толстой потратил на написание романа. Социально-историческая драма - заявленный жанр эпичного спектакля.



Перед спектаклем и в антрактах юная пианистка в нижнем буфете создавала правильный настрой, ведь мы пришли погружаться в классику.



Как я видела ранее в "Модерне" на спектакле Nirvana, Грымов почти не использует декорации. Для отдельных сцен на сцену выносят столы, накрывают их, передвигают, вносят и раскатывают огромный ковёр, уносят его, накидывают набитые мешки на пол, то есть вносятся акценты в общее минималистичное оформление.
Однако, специально для спектакля Ирэна Белоусова, лауреат двух премий "Золотая Маска", создала 423 исторических костюма, которые детально отражают эпоху: мундиры, бальные наряды, одежда простых людей. Костюмы великолепно воссоздают атмосферу романа. Костюмами любуешься, это высокий уровень мастерства.



Зрительный зал полностью утопает в темноте (невозможно делать пометки в блокноте). Это стиль Грымова, мастера сцен, каждая их которых художественна и идеальна. Художник по свету Антон Исаев создал великолепную визуальную партитуру, где лучи направленного света выделяют героев на сцене, между которыми сейчас что-то происходит, и мы как будто подглядываем, очень живой эффект. Кроме того, использованы некоторые популярные ныне визуальные эффекты: дым, снег, от которых сцены становятся ещё более живыми.



Я в восхищении от таких глубоких, тщательных сцен, акцент которых не на детальной семантике, а на атмосферности, очень насыщенной атмосферности. В эмоциональную составляющую сцен можно было вплывать очень глубоко, даже слишком порой. Удерживать свой эмоциональный отклик было невозможно, оттого некоторые сцены воспринимались очень тяжёлыми (роды жены Андрея, военные драмы, надрыв Наташи). А некоторые трепетно прекрасными - Наташа в любви, взволнованный Андрей или его нелепая сестра Марья.



Шикарным аспектом этой поставновки явилось участие академического хора имени Свешникова. Что особенно примечательно, хор вовсе не стоял где-то на фоне на подпевке, нет, хоровой состав был введён в качестве массовки, то есть они в прямом смысле пели и играли роли. Мне академическое пение очень по душе, это одновременно эпично и близко.
Каждый акт начинался ещё до того, как публика расселась: пели в церкви, пели в театре, мы как будто заходили в их сцены.



Спектакль был разбит на 3 действия с двумя антрактами. Первое действие длилось более полутора часов. Войны там не было, а была отрисовка основных сюжетных акцентов "мира": посвящение Пьера в масоны, несчастные роды Болконской, сватовство князя Василия, первый бал Наташи, влюблённость Наташи и Андрея, унижения Пьера женой (самые запоминающиеся для меня сцены).

Грымов ещё позволял себе нас повеселить в тех сценах, где это было уместно. Всему залу понравилось, как нервировала отца Андрея скрипящая половица и как он приказывал засыпать дорогу снегом перед приездом князя Василия. Обыгрывалось замечательно, с повторами.

Второе и третье действия - около получаса. И во время второго антракта (а нас настойчиво просили покидать зал оба раза) со зрителями случилось иммерсивное событие. Второй акт закончился продвижением Наполеоновской армии по России. И зритель неожиданно оказывается погружённым в атмосферу войны - в сожжённой Москве прямо в фойе, буфете, на лестницах и пролётах.



Пространство было преобразовано в тревожное и печальное зрелище: опалённые ковры на стенах и полу, горелая мебель, брошенные куклы, искорёженная мебель, как будто даже запахи войны. Зритель ходит немного оторопевший, тщательно фотографирует развалины, вздыхает, хотя и улыбается иногда над разыгрываемой шуткой. По окончанию спектакля от этих декораций не осталось и следа.



Так как же была показана сама война? Нет, не так гордо, как восседающий тут Наполеон. А безумно пронзительно в несчастье войны. Никаких батальных сцен и военного планирования. А только горе, надрыв, человеческое бедствие. Измученные солдаты обеих армий волокутся бесконечным хвостом по сцене; доктор в окровавленном фартуке мечется между ранеными; падающие от пуль люди простые и благородные; мородёры среди убитых, и квинт-эссенцией монолог Платона Каратаева (Пётр Ступин - ему аплодировали особо громко), который и преобразил разум Пьера Безухова.
В самом деле, это воздействие сложно описывать. Если вы не боитесь раскрываться самому пронзительному, смотрите эту постановку. И Грымов говорил однажды: "это не актёры работают на сцене, они играют. Работает зритель". Да, это была именно работа.



Это, возможно, одна из самых впечатливших сцен: встреча на соседних госпитальных койках соперников: раненого Андрея и Анатоля с ампутированной ногой. Это же реплика на "Смерть Марата" Жак Луи Давида (1793 год), сильно впечатлившую меня картину. Тут очень видно, как в темноте сцены такими выпуклыми видятся эмоции. Крутое решение доступное только отважным мастерам-режиссёрам.



Необходимо несомненно отметить актёрскую игру. В спектакле задействованы все актёры театра + хор Свешникова + приглашённые актёры. После второго посещения "Модерна" у меня возникло, что у них там творится своё массонство, то есть очень сплочённый коллектив, преданность совместному делу, беспрекословное послушание мастеру, полная отдача ролям и как итог, исключительно пострясающая игра. За каждый персонажем было очень интересно наблюдать, даже за слугами, с самого начала, с церковной сцены, где погружение актёров в феерию действия можно было буквально чувствовать. Я люблю такой театр, где актёры любят свои роли и выражают их с детальным удовольствием искусства. Интересно, они все читали "Войну и мир" перед постановкой? :)
Я, кстати, волею судеб как раз сейчас читаю (получила немало спойлеров, но что делать), зачитываюсь, оторваться не могу.
"Ежели бы не было страданий, не знал бы себя самого". Это очень близко.



Вопрос любого читающего этот отзыв с интересом будет о том, насколько раскрыт практически невозможный для поставновки роман Льва Толстого. Вопрос справедливый, но ответ неоднозначный. Акцент в названии стоит на Пьере Безухове, который на протяжении сюжета проходит капитальную трансформацию из беспечного западника во вдумчивого русского патриота. Его линия, несомненно, сквозная в романе, более чем чья-либо. Но для меня он не играл так сказать главную роль, хотя вокруг него были закручены большинство ключевых сцен и играл Александр Колесников великолепно, очень искренне. Но в целом, эта постановка для меня - детальная сенсорная атмосфера временного пласта во всех аспектах, невероятно полная, очень историчная - от Наполеона, светских львиц до беременной простой девки в церкви. Это стало настоящим переживанием, и я встать не могла какое-то время после окончания, и до сих пор, так сказать, в себя прихожу (надо ли?)



Я не могу не признаться, что меня особо зацепили персонажи-мерзавцы. Коварная и холодная красотка Элен Безухова с завидной грацией (Мария Орлова) и беспардонный Долохов (Александр Горелов). Мерзавцев всегда непросто играть и надо для этого иметь что-то такое в своём характере. Юрий Анпилогов, игравший Магистра Масонов (на заднем плане в плаще), мне понравился ещё с "Nirvana", где у него была также коварная роль. И я всегда была рада появлению на сцене молодого Богдана Щукина, который играл Курта Кобейна, несмотря на то, что это не мой типаж, но выглядел он старым знакомым. Здесь он играл много эпизодических ролей.



Да, ещё о музыкальном оформлении постановки. Она опять же рук Грымова. Звучат произведения классиков и рок-композиции, звучат очень уместно, очень дополняще. Кроме того, озвучиваются простые звуки: скрип половицы, выстрелы, разбивающиеся стаканы. Звук невероятно объёмный.
И в целом, направленный свет, звук, костюмы, идеальная мизансцена, элементы декораций на своём выразительном месте, тщательно погружённые в роли актёры, иммерсивные моменты - всё это вместе уже после первого акта родило во мне мысль: это лучшее, что на данный момент я видела в мировом театре. И пусть спорные смыслы будут обмусолены теми, кому это надо. Для меня это шедевральная театральная работа.



Короче, Грымовский "Модерн", ты прекрасен! Я под большим впечатлением.



Спасибо за приглашение moskva_lublu и Театр "Модерн".
Группы театра в Фейсбуке, Инстаграм и ВКонтакте
Tags: #moskvalublu, бесконечная Москва, культурный блогер, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments