Чуувствующая (flamingovv) wrote,
Чуувствующая
flamingovv

Category:
  • Music:

Российский Государственный симфонический оркестр кинематографии в Филармонии

Итак, я в Филармонии! Впервые в концертный зал имени Чайковского я зашла в 2003 году в чайную лавку, где купила калабас с бомбильей для мате. Много-много раз ходила мимо, много раз встречала на улице или на платформе метро культурную толпу, вышедшую с концерта, и всегда хотела таки сама попасть.
И вот я в Филармонии, в концертном зале имени Чайковского. Кстати, разобраться с разницей этих понятий.
Филармония - это не место, это организация.
Из Вики:
Московская государственная академическая филармония — одна из крупнейших концертных организаций мира, проводящая более 3000 концертов в год на концертных площадках Москвы, а также в регионах России и за рубежом. Московская государственная филармония была основана в 1921 году по инициативе наркома просвещения А. В. Луначарского.

А вот Главный административный блок Московской филармонии находится в здании Концертного зала имени П. И. Чайковского на Триумфальной площади. Зал был открыт в 1940 году уже со станцией метро Маяковская в угловой части.
В 2004—2005 годах зал реконструировали: установили новые кресла, изготовили новую сцену-трансформер. Немецкая фирма Mueller BBM установила специальные акустические щиты, на несколько уровней улучшив акустику зала.

Этот концертный зал потрясающий, идеально отстроенный архитектурный изыск. Зал включает в себя небольшой партер, три высоких амфитеатра и два балконных яруса. Вокруг сцены полукругом расположены 1505 мест. Видимость и слышимость отовсюду несравненная. С восьмого ряда правого амфитеатра я охватывала всё происходящее без потерь.
И эстетика: светлые стены, белые сидения и перила, кружевной дизайн, изящные колонны, мягкий основной свет и меняющаяся подсветка отдельных элементов - пастельной палитры с волшебным настроением, почти невидимые нити микрофонов с потолка, элегантные ряды букетов на краю сцены. Искусное архитектурное решение в целом, которым Москва может гордиться на мировом уровне.



Отдельного внимания заслуживает потолок. Полагаю, он устроен с определёнными акустическими функциями. А выглядит так интересно и легковесно. Вообще, я поняла, что мало поснимала архитектуру. Провалилась в общее впечатление. Значит, надо вернуться. Осенью была организована экскурсия по зданию, я облизывалась, закусывала губу - не попала по семейным обстоятельствам. Читала у tina_luchina, где я узнала о том, что микрофоны никак не влияют на звук, а всего лишь его записывают. Нынешней акустикой занимался один очень именитый японец из немецкой фирмы. А "машинерия теперь новёхонькая", превращающая партер в оркестровую яму, что даёт возможность ставить оперы.


А орган! Моё внимание вновь и вновь утекало к нему, такому стройному, струящемуся.

Из Вики:
Орган чехословацкой фирмы «Rieger-Kloss» насчитывает 81 регистр и является одним из самых больших органов в России. Длина корпуса 11 метров, ширина 6 метров, высота 8 метров. Внутренняя часть органа состоит из трёх этажей, где расположены 7800 звучащих труб. Размер самых больших доходит до 6,5 метров высоты, в периметре 2,6 метра, весом до 220 кг каждая.

Фирма построила этот орган специально для зала Чайковского в конце 50-х. Его реконструировали в 1970-м и 1977-м по инициативе солиста Филармонии, музыканта-просветителя Гарри Гродберга. Сомнений нет, это уникальный инструмент.



Теперь давайте перейдём к программе вечера. Я выбрала её интуитивно, даже не знакомясь детально. Тем больше восторга неожиданности я пережила. На сцене Российский Государственный симфонический оркестр кинематографии, тот самый, который озвучивал так много советских фильмов, которые мы любим, на которых мы выросли. Оркестру в этом году 95 лет!!!

Из истории:
В 1924 году в известном московском кинотеатре «Арс» на Арбате впервые вместо привычного для того времени пианиста-тапёра выступил оркестр. Такое изменение в музыкальном сопровождении фильмов обрело популярность среди зрителей. С тех пор, под руководством дирижёра Давида Блока, оркестр стал играть в других кинотеатрах.  В 1930—1940 годах оркестр исполнял музыку для фильмов таких режиссёров как Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Григорий Александров и Иван Пырьев. В числе последующих фильмов, музыкальные партии для которых исполнял оркестр — фильмы, награждённые премией «Оскар» («Война и мир», «Дерсу Узала», «Утомлённые солнцем», «Москва слезам не верит»), а также современные российские фильмы («Доктор Живаго», «Чудо», «Палата № 6», «Петя по дороге в Царствие Небесное», «Царь», «12», «Адмиралъ»). С 2006 года оркестр выступает с персональным филармоническим абонементом «Живая музыка экрана»[2] на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского, программы которого представляют собой непрерывное музыкально-драматическое действие с использованием видеоряда.

И та-дам! Им управляет заслуженный дирижёр Сергей Скрипка! С детства меня завораживала его фамилия в титрах фильмов, и я гадала: фамилия подтолкнула его к этой деятельности или такое неслучайное совпадение? И вот он перед глазами, высоко благородный человек, истинный маэстро, 49-го года рождения. Из дополнительных фактов оказалось, что он в идеальном порядке хранит уникальную нотную библиотеку, а также он дирижёр симфонического оркестра подмосковного города Жуковский.
Забегая вперёд, скажу, это настоящий шаман. Так гладко, слаженно управлять 70-ю людьми, 70-ю инструментами может только шаман, владеющий техниками безоговорочного воздействия. У меня своя образная система. Был момент, когда он кланялся нам, зал рукоплескал, и он одним деликатно властным взмахом рук угомонил нас одной волной. Мастер!

Программа этого вечера называлась "Портреты композиторов". У оркестра кинематографии целая серия концертов, посвященных актёрам и композиторам, писавшим музыку для кино. Ведущие концерта - Сергей Шустицкий и Сергей Капков (он же режиссёр концерта), культурные опытные профессионалы с мягким юмором и приятными манерами.


Первое отделение было посвящено Мечиславу Вайнбергу, советскому композитору, народному артисту, лауреату государственной премии, автору 26 симфоний, 7 опер и других произведений практически во всех современных ему жанрах. В этом году отмечается его столетие. Одним из первых советских композиторов он начал использовать тембры электромузыкальных инструментов.

Между музыкальными произведениями ведущие рассказывали факты биографии музыканта. Его вдова Ольга Рахальская, почтенная дама, выходила на сцену, чтобы сказать несколько слов о нём и поблагодарить создателей и гостей концерта за интерес к творчеству её супруга.

Вайнберг написал огромное количество кинопесен. И оркестр кинематографии исполнил многие из них, включая "Афоню" с Куравлёвым, "Тегеран-43" с Делоном, "Летят журавли" с Самойловой, "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" с Далем, "Укротительница тигров" с Касаткиной, "Фокусник" Тодоровского... Фильмы широко известные и неизвестные вообще, мелодии трагичные, весёлые, умилительные.

И что особенно замечательно, вокруг органа висело два больших экрана транслировали нарезки из фильмов, оригинальную музыку из которых исполнял целый оркестр. Так замечательно всё оживало, создавался дополнительный объём восприятия. Было интересно переключаться с канала на канал: то отдаваться созерцанию симфонической игры и Скрипки в действии, то улыбаться кадрам из фильмов, когда кажется, что музыка - часть видео-ряда, а потом влетает радостная мысль: они тут, это всё в живую.



Для исполнения некоторых песен выходили солисты Филармонии: Дарья Январина, Александр Казьмин и актёр Никита Роменко (кланяется на фото). Две песни концерта исполнила Детская музыкально-хоровая школа "Пионерия", а сочетание многоголосого хора и симфонического оркестра всегда будоражит.

И совсем неожиданным эпизодом первой части появились любимые всеми "Винни-Пух" и "Бонифаций" великого мультипликатора Хитрука, с которым много сотрудничал Вайнберг. Как было сказано в комментариях ведущих, "Союзмультфильм" собрал инакомыслящих творческих людей. Я, кстати, воспитываю Сына на их работах, и "Винни-Пух" - это его первая любовь, засмотренная "до дыр".
Мне казалось, улыбалось даже моё сердце, когда в Филармонии показывали Винни-Пуха и играли его песни. Актёр театра и кино, певец Александр Ильин спел партию Винни, правда совсем в другой манере от привычного нам Леонова.

Вы представляете, насколько насыщенной была программа? И это ещё не всё!

Второе отделение было посвящено творчеству Анатолия Лепина, советского композитора латышского происхождения. Также рассказывали весёлые и интересные истории из жизни композитора, о производстве фильмов. Вспоминали такие замечательные картины, как «Девушка без адреса», «Фантазёры», «Приключения Толи Клюквина», «Деревенский детектив». Для себя я сделала метку о выдающемся документальном фильме «О Москве и москвичах».

Мультипликация также была: «Приключения Буратино», прекрасный мультфильм 1957 года. И как это лично коснулось меня? В тот вечер Муж с Сыном смотрели именно этот мультфильм, хотя связи между этими событиями, конечно, не было никакой. Но это другая тема, о волшебной синхронности и правильном попадании в нужное время в нужное место.

Эмоции переполняли от всего происходящего! Какое же у нас доброе и душевное кино было в СССР! Как восхитительно оформлял его высоко профессиональный оркестр! Их игра - филигранная симфоническая работа, передающая тонкости эмоциональных коннотаций сюжетов.
Они играли идеально, как будто мы слушали оригинальные записи. Вот так могут меняться исполнители, а партитура и разработка нет.

Огромный зал был практически весь заполнен культурной московской публикой. И она откровенно балдела, провожала каждую композицию овациями. "Совершенно замечательно", услышала я за плечом женский голос. Так приятно было быть частью этого действа!
Звук окутывал весь объём зала идеально равномерно - удивительная архитектура. Даже аплодисменты струились, как по нотам.

Финалом была "Карнавальная ночь", любимая всеми "Песенка о хорошем настроении". Сначала мы узнали, что, когда Луи Армстронг услышал её по радио, он начал подбирать её на трубе и назвал автора гением. А исполнила песню моя кумир Нонна Гришаева, с которой я познакомилась в её театре на чеховской "Чайке". Она бесподобная и очень вдохновляющая. Я была невероятно рада видеть её вновь на сцене, в неожиданной для меня обстановке.

Это был настоящий праздник! Безупречный: и зал, и оркестр, и дирижёр-шаман, и остальные участники, и видео-удовольствия, и довольная публика.
Советую подобную программу всем неравнодушным! Заряд счастьем гарантирован!


Благодарю за приглашение moskva_lublu, turandot5 и Филармонию, конечно же! Их Instagram, Вк и Facebook.
Tags: #moskva_lublu, muzz, бесконечная Москва, кинокосмос, театр
Subscribe

Posts from This Journal “бесконечная Москва” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments