Чувствующая (flamingovv) wrote,
Чувствующая
flamingovv

Categories:
  • Music:

Зайдёмте в "Зойкину квартиру" по адресу Тверской бульвар 22, МХАТ

Я вернулась в МХАТ им.Горького на Булгакова и вернулась в «Зойкину квартиру». Татьяна Доронина поставила «Зойкину квартиру» в 1989 году в качестве своей одной из первых режиссёрских работ в должности художественного руководителя театра. Спектакль много лет пользовался большой популярностью у зрителей. В прошлом году народные артисты России В.В. Клементьев и М.В. Кабанов его восстановили. Достойно и классически.

Что мы всегда ждём от Булгакова? Эпоху и экзистенциальный кризис этой эпохи. «Зойкина квартира» это время НЭПа, когда аристократия оказалась в состоянии гнетущего психологического дискомфорта, начисто выбитые из колеи привычного порядка и достатка. Происходит беспардонный делёж дореволюционного жилья: «при советской власти спальни не полагаются». Дамочка Зоя Пельц в своей 6-комнатной квартире устраивает дом свиданий под видом швейной мастерской с целью набрать денег, чтобы выехать во Францию вместе со своим возлюбленным. Насколько ей удаётся это (наверное, догадываетесь насколько), и рассказывается в пьесе Булгакова, написанной в 1925 году для Театра имени Вахтангова.




Начало спектакля было по-булгаковски безумным: на сцене невнятные персонажи в дикой картине. Через мгновение выключения-включения света безумие превращается в будуарную спальню в чёрных тонах: огромные зеркала с золотым орнаментом, люстры со свечами, элегантная светлая мебель, то есть то, что осталось от эпохи. Играет патефон, и как всегда, музыка прекрасно воссоздаёт эпоху. Спальня во втором акте превращается в гостиную (просто убрали просторный топчан-кровать с подушками), в третьем акте – гостиная вновь становится спальней. Всё действие в них и происходит. За исключением жилья китайца-дилера, которым стало узкое пространство перед закрытым занавесом, где чересчур долго мигал стробоскоп (очень не люблю его), и кабинета НКВД, которым стал стол из Зойкиной квартиры, спрятанной в темноте.

Конечно, большая часть внимания спектакля – это Зоя Пельц в исполнении заслуженной артистки России Ирины Фадиной. Такая женщина интересная – и образ, и актриса. Зоя – бесстрашная, самоуверенная красавица, убедительная, как чертовка, с грацией пантеры. «Социально опасная для тех, кто для неё социально опасен» и с душой заботливая о своих. У Зои отчаяние на примере штопаных чулок, которые до революции она не надевала дважды одну пару. Квартира – это всё, что у неё осталось, и она стремится выжать из неё всё, что можно. У неё крутой характер, она артистична сквозь все перипетии. К актрисе, играющей Зою, большие претензии: она должна быть эффектна и харизматична. Ирина же Фадина, статная интересная женщина, справилась с ролью с пронзительным психологизмом.

На следующем месте хороша Манюшка, служанка и помощница Зои. Игривая, аппетитная, с внешностью женщины русских селений. Смотрю фотографии актрисы Ирины Архиповой на сайте и с уважением отмечаю, что ей хорошо даются и роли девушек благородных. В «Квартире» же она смотрится очень гармонично в амплуа девки простой да шустрой.

Павлика Обольянинова, бывшего дворянина и возлюбленного Зои, играет Валентин Клементьев, тот самый, который восстанавливал этот спектакль. Я побраню его в первом появлении: наркоманская ломка была сыграна паршиво, никак. Сел на стул, как будто с приступом мигрени. В остальном он убедительно играл опечаленного, выброшенного на берег советской власти дворянина, который «с 1625 года может жить только на Остоженке». Он – памятник ушедшей эпохи в этом спектакле, недаром там говорится, что его нужно поместить в музей революции.

А вот Тимофей Ивашина отлично изображает кокаиновый приход, и в целом ему отлично удаётся непростая роль проходимца Аметистова. Он и смешной, и обаятельный, и мерзкий, и ушлый. И врёт поминутно, с ним крайне сложно иметь дело. В самом деле, с Зоей они достойные соперники, и ей определённо не стоило доверять тому, кто сходу начал её шантажировать. У Тимофея лицо очень живое, глаза хитрые, энергетика навороченная – для этой роли самое то. Предполагается, что Ильф и Петров могли заимствовать у Булгакова эту парочку образов, Аметистова и Обольянинова, для создания образов Бендера и Кисы. Вполне вероятно, я бы сказала. Аметистов («Товарищ, купите вождя») с Бендером очень близки, а Киса это Обольянинов, дворянская спесь с которого уже окончательно исчезла под давлением абсолютно новой эпохи. Хотя всё же Обольянинов более интересный мужчина.

Китайцы были тоже хороши. Русским актёрам надо очень постараться, чтобы сыграть представителей этой далёкой по сути и расстоянию культуры. Их образы приносили нам зрителям много юморных моментов. И думаю, не я одна сочувствовала Херувиму, который под видом послушного слуги упорно гнул свою линию к далёкому счастью. Именно он и должен был поставить точку в сложившейся ситуации, такая пешка, которая ставит мат без всякого шаха. У него одного не было никаких сомнений.

Несколько фраз, которые меня позабавили и которые я зафиксировала:
«Потоскуйте, потоскуйте». Это Гусь (их главный клиент) тосковать собрался, а как забавно это слово в доме свиданий звучит.
«Тихонечко, внизу пролетариат всё слышит». Это к теме, можно ли идти обманом против системы.
«Сукин кот», просто забавно :) Всё же надо прочитать оригинал пьесы для вникания в язык любимого Булгакова, с чьими пьесами я не знакома.

В целом я бы сказала, во МХАТе актёры играют очень театрально, некоторым образом удалённо от зрителя, тем более современного. Самой жеманной смотрелась Алла Вадимовна в исполнении Татьяны Шалковской, такая совсем уж ломака, тоже можно в музей революции)). Но в этой театральности есть свой шарм, сохраняемый во МХАТе.



И тогда как начало спектакля было безумным по-булгаковски, то конец был булгаковским по-мхатовски, потому что очень напомнил конец спектакля «Белая гвардия» в этом же театре. Этот конец многие зрители не поняли, я подслушивала в толпе на выходе и в гардеробе. Можно сказать, он выбивался или даже отбивался от сюжета - церковные песнопения в тревожном свете. С другой стороны, мне определённо увиделась рамка из начала и конца, как эмоциональный образный крик болезненного сюжета. Булгаков, кстати, никогда не отличался ответами на все свои поставленные вопросы. За то его и любим.

И так как совсем недавно я была на современной постановке «Зойкиной квартиры» от продюсерского центра "Театромания" с молодыми неизвестными актёрами, то я не могла не проводить сравнений. Изложу их по нескольким пунктам.
- У «Театромании» актёры молодые (даже слишком для некоторых ролей), в огне начала своей карьеры, поэтому более самобытные и горячие. У МХАТа актёры иногда слишком взрослые для ролей, но более театрально опытные.
- У «Театромании» игра более погружающая, актёры ближе и как будто чувствуют наше присутствие, и мы сами как будто ближе к истории. Во МХАТе актёры на далёкой сцене, и нас зрителей для них не существует.
- У «Театромании» тема квартиры свиданий представлена деликатнее, что удивительно при стереотипе о разнузданной молодёжи. Во мхатовской постановке местами было намного пошлее.
- Зои. У «Театромании» она молодая красотка, такая прекрасная дрянь, я с неё глаз не сводила всё время. Во МХАТе Зоя значительно более зрелая, опытная во всём, хороша в своём достоинстве. По-своему обе хороши.
- Иммерсивный опыт «Театромании» не для всех, слишком цепляет местами. А мхатовская «Зойкина квартира» для любого театрала, готового к теме борделей.

Спасибо за приглашение moskva_lublu и МХАТ имени Горького!

МХАТ в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Instagram, Youtube.

P.S. Опять фотографирую молочай в фойе МХАТа. Свет на нём хороший и получается драматично.
Tags: #moskva_lublu, бесконечная Москва, культурный блогер, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments