Чуувствующая (flamingovv) wrote,
Чуувствующая
flamingovv

Categories:
  • Music:

Восторги о магическом балете «Жизель» в МАМТе

Ура! Я вернулась в Московский академический Музыкальный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В прошлый раз здесь я смотрела и слушала оперу "Сказки Гофмана", а в этот раз я смотрю и слушаю балет. Признаюсь честно, в осознанном возрасте классический балет я не смотрела ни разу. Но из воспоминаний детства я могу сказать, что он мне нравился. В том, что на сцене МАМТа я увижу первый класс, я не сомневалась. И я его увидела. Выбрала для осознанного знакомства (а блогер знакомится с чем бы то ни было очень осознанно) классическую постановку мистического балета «Жизель». Либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Кораллио основано на древней легенде о виллисах, духах невест, погибших до свадьбы. Кратко сюжет: Жизель – простая девушка, живущая в лесу. Её обманывает и соблазняет граф Альберт, переодетый в простое платье. В лес является невеста графа со свитой, встречается там со своим женихом. Влюблённый в Жизель Ганс разоблачает Альберта перед всеми. Жизель со своим слабым сердцем не выдерживает ещё и разбитого сердца и умирает. Она в виде духа переносится на кладбище, где танцуют другие виллисы с предводительницей Миртой. На кладбище приходит Ганс, и виллисы затягивают его в безумный смертельный танец, он погибает. На кладбище приходит Альберт, Жизель с ним танцует мифический танец и добивается у Мирты его освобождения.

С музыкой Адольфа Адана нежно ворвалась Франция эпохи романтизма. Оркестр под управлением Антона Гришанина воспроизводил чистейший, многоголосый и идеально стройный звук. Музыка была утончённо эмоциональной. Здоровяк, сидящий перед нами, положил голову на плечо спутницы, и я его в чём-то поняла: под такую проникновенную музыку я хотела бы тоже закрыть глаза и уплыть в далёкий Авалон. Музыка обволакивала всё представление. И даже как будто бы музыка была первичной в выражении эмоций и поворотов сюжета. А исполнители их иллюстрировали. Так мною воспринималось.

Когда разъехался занавес, у меня мурашки пробежали по телу, настолько искусно сказочной была сцена. Две избушки с соломенными крышами друг на против друга. Вокруг тоннель из 5 рядов высоченных деревьев. Золотистые краски, золотистая подсветка, золотистый объём. Картина размером с большой экран в кинотеатре. На заднем плане возвышался нарисованный замок на горе. С 12 ряда был пространственный обзор сцены. Работа художника-постановщика Владимира Арефьева меня поразила и усладила мой сказочно-природный вкус. Всё изобразительное решение запомнилось мне в деталях. Я была в предвкушении, каким окажется сценическое пространство во втором магическом (кладбищенском) акте. Представляла немного зловещий синий цвет.



Я сразу говорю, что совершенно неискушена в балете, у меня не будет никаких упоминаний недокрутов или недопрыгов. Но на мой взгляд, танцоры прекрасно и высоко профессионально порхали. И поражала тишина, с которой их ноги касались сцены. Вспомнился мультфильм «Балерина», где она училась прыгать в лужу, не создав брызг. Здесь всё было в ноты, всё в такт, хотя за одно только первое действие был выражен настоящий накал страстей: невинность, влечение, влюбленность, ревность, недоверие, доверие, полное доверие, разочарование, сумасшествие, раскаяние, смерть.

Жизель – молодая прима Оксана Кардаш - была само очарование, невинность, распахнутое трепетное сердце. Очарование создавалось прежде всего осанкой и очень тонкими движениями. Она была так изящна, что моё йога-сознание наблюдало и получало удовольствие. А как натурально она изобразила бледность и удушье. И с таким убедительным драматизмом и растрёпанными волосами мигом перевоплотилась в несчастную с разбитым сердцем и даже безумную с отяжелевшей поступью. Я постоянно испытывала к ней трепетное сочувствие, настолько хорошо Оксана являла хрупкий образ. Для меня, восторженного профана, её танец, казалось, рождается так естественно из чувственных эмоций, а работа ног была восхитительно отточенная.

На первое появление кордебалета из 12 девушек иностранец перед нами поднял бинокль и долго разглядывал их разглядывал. Да, они были чудесны, как летящая цветочная пыльца. А кордебалет с бубнами! Я не представляла, что бубны могут так мягко играть, как мурашки по уху.

Сюжетная линия первого акта была прервана дивертисментом, вставным номером, непосредственно не связанным с сюжетом. И тогда мы наблюдали большое ассорти элементов хореографии, исполненных классическим дуэтом - Еленой Соломянко и Иннокентием Юлдашевым: пируэты, анраша, элевации и так далее. Я смотрела в замирании. Фигуры балета невероятны, божественно красивы.

Во втором акте сценическое пространство действительно утопало в синем магическом свете. И несмотря на то, что действие происходит на кладбище, огромная сцена являла собой манящий лес с Луной над ним. Казалось, освещение биолюминесцентное, как светится лес под Луной. Очень красиво. Кладбище было представлено всего одной могилой. Из пола появилась главная из виллис, Мирта с осанкой достойной повелительницы. Её играла Наталия Клейменова, красивая, строгая, но несколько отстранённая балерина. Впрочем, и сюжетный образ такой. Танцевала она чётко, изображая заслуженный авторитет.

Дух Жизели появился эффектно из могилы, как из воздуха, как будто её призвали другие виллисы. Она стала ещё более трепетной, но в целом, выглядела уверено и комфортно в своём бардо (тибетский термин для промежуточного состояния). Она начала танцевать перед другими духами, её приняли в потусторонний мир. Когда она порхала близко к деревьям, рядом с ней начинала танцевать её тень, и это было завораживающе.

Начались, так сказать, показательные танцы женских духов, и что любопытно, в них не было печали, да и откуда ей взяться в нечеловеческом мире. Я была впечатлена, как около 30 девушек прошли на встречу друг к другу рядами на одной ноге, отставив другую перпендикулярно полу (эх, совсем мало терминов я пока знаю).
Во втором действии было много танцев органичного кордебалета с идеальной расстановкой и рокировкой. Особо впечатлило, когда они выстроились в одну линию, которая в рамках сюжета выглядела зловещей, типа «но пасаран». Рассерженный женский дух страшен в мести.
Иногда я задумывалась, что исполнители для нас зрителей это элементы произведения искусства, а они вообще то на работе. Интересно, а они ощущают себя элементами произведения искусства?

На кладбище появился Альберт, и дальнейшее мне начало напоминать сцену из фильма «Приведение» с Патриком Суэйзи и Деми Мур, когда они смогли почувствовать друг друга, находясь по разные стороны материального мира. Так и дух Жизели с живым Альбертом затевают романтический мистический танец, ох люблю я такое. Как долго она прыгала на одной ножке, кокетливо дёргая другой. Альберт, наверное, ещё раз бы соблазнил, было бы кого. Но она ему показала, что она такое теперь: пронеслась под потолком, как настоящий летучий призрак. В зале на это зашуршали реакции зрителей. Хороши парапсихологические эффекты. Когда он был спасён, она походкой призрака засеменила бисерными движениями спиной назад, чтобы навсегда исчезнуть из его жизни и мира людей.



На мой взгляд, Ивану Михалеву хорошо удалась роль обманщика-графа Альберта, не самого жестокого, а так сказать, беспечного: и когда он танцевал с Жизелью танец страсти, и когда так отстранённо предстал знатным женихом другой, и когда явился на кладбище с цветами скорее в сожалении нежели в горе утраченной любви, и когда он метался среди виллис в надежде остаться в живых. Меня впечатлили его ноги как две сплошные мышцы.

Костюмы восхитительно демонстрировали эпоху: и богатых, и средних, и бедных. Знать-массовка в нарядах с иголочки из лучших материалов. Невеста графа Батильда воистину в королевском наряде, да и сама Полина Заярная выступала с завидным достоинством. Костюмами виллис были широкие многослойные из тончайшей белой тюли юбки. Это также была искусная работа Владимира Арефьева, в данном случае художника по костюмам. Прекрасно, что такое мастерство нашло достойную площадку для применения. А МАМТ – одна из самых достойных площадок в России.

В этот день я несколько часов слушала кельтскую арфу, поэтому, когда арфа, любимый чудо-инструмент, вступал, моя душа разворачивалась. От этой мягкой даже в драматические моменты музыки к концу у меня окончательно размягчилась голова. Воистину классическая музыка – это арт-терапия. На спектакле я поняла, «Жизель» определённо буду слушать дома. Скачала и пишу отзыв под проникновенную резонирующую музыку.



По окончанию зал разорвался браво и долго не отпускал солистов. Присутствовало много иностранцев. Да, несомненно, таким достойным проявлением русской культуры мы гордимся.
Сегодня я безвозвратно влюбилась в классический балет. Такое мастерство не может оставлять равнодушным. Да, балет это и спорт, эстетический сложный спорт, как фигурное катание или художественная гимнастика. Я поняла, что буду представлять балет, когда буду заниматься йогой, танцевать да и ходить. Эта лёгкость прекрасна и сильна в отработке. Бесконечное вдохновение. А Московский академический Музыкальный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко на высоте!



За приглашение большое спасибо МАМТ, moskva_lublu и turandot5
Соцсети театра: Facebook, Instagram ВК.

Портрет вечно растрёпанного театрального блогера сделала любезная bulyukina_e. Спасибо за интеллигентную компанию! :)


В фойе театра были оформлены выставочные витрины на социально-исторические темы, с которыми я детально не разобралась. Но после сверх изысканного аудио и визуала банки с консервированными овощами выглядели так брутально, хоть и очень аппетитно :)



Tags: #moskva_lublu, бесконечная Москва, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments