Чуувствующая (flamingovv) wrote,
Чуувствующая
flamingovv

Categories:
  • Music:

"Сон в летнюю ночь" - игривая фантазия Шекспира в Театре Армии

Большая сцена Театра Российской Армии не просто большая, она огромная (о здании театра я подробнее тут). Она вмещает несколько уровней помостов, создающих просторный объём для встреч двух миров внутри сюжета. Мы сидим на втором ряду, и объёмная сказка творится прямо перед носом. Мне нравится быть как можно ближе к сказке. Итак, в пятничный вечер у нас дивная романтическая пьеса Шекспира – «Сон в летнюю ночь», в которой переплелись мифология, фэнтези, романтика и любовные перипетии человеческого мира. Подборка картин на тему этого произведения в изобразительном искусстве тут.

Сценическое пространство являет собой привлекательную сказочную картину. Художник-постановщик - Михаил Смирнов – использовал лёгкие элементы декора ионического ордера, деревянные помосты, пучки сухих растений, дерево с разноцветными ленточками, струящиеся занавеси, занавес с рисунком волшебного леса, плетёную колыбель. Подсветка преимущественно магических цветов: синего, фиолетового. Мне очень уютно в этом пространстве.



На фоне тяжеловесных драм Шекспира и его наивных комедий нравов «Сон в летнюю ночь» стоит особнячком. Здесь Шекспир как будто сам отдыхает где-то на Природе, влюблённый, под лёгким хмельком. Фантазирует на темы кельтской и античной мифологии. Сюжет этой игривой комедии волшебных нравов таков. Афинский герцог Тезей готовится к свадьбе с царицей амазонок Ипполитой. Красивая и шустрая молодёжь Афин влюблена неравномерно: у Гермины любовь с Лизандром, но отец пытается её выдать замуж за Деметрия, в которого в свою очередь одержимо влюблена лучшая подруга Гермины – Елена. Гермина с Лизандром сбегают в лес, туда за ними устремляются Деметрий с Еленой. Группа ремесленников ставит пьесу к бракосочетанию герцога и тоже отправляются в этот лес репетировать.

Тем временем, в параллельной – волшебной – реальности король эльфов Оберон бранится со своей супругой, королевой фей Титанией. Оберон даёт задание лесному духу-шалуну Пэку достать цветок с любовным зельем, чтобы окропить глаза спящей супруге. Тогда она влюбится в первого, кого увидит, проснувшись. Она просыпается и влюбляется в одного из актёров-ремесленников с головой осла. Попутно Пэк окропляет тем же зельем глаза молодых влюблённых, и начинает происходить любовная путаница, которую всё же к концу сюжета распутывают. И происходит свадьба сразу трёх пар, на которой ремесленники ставят свою нелепую пьесу «Пирам и Фисба», своим трагичным вавилонским любовным сюжетом напоминающую «Ромео и Джульетту». Вроде бы написанный сюжет кажется понятным, но при просмотре он складывался постепенно, по этапам.

Всё феерично началось с Пэка, который появился раньше шекспировского первого действия, зато с эмоциональным монологом про «Вся жизнь - театр». Пэк, блестяще сыгранный Романом Богдановым, моё самое главное удовольствие этого спектакля. Такой игривой импровизации я никогда не встречала, такой смелости прямого и харизматичного обращения к зрителю, такого хулиганского очарования, которое радовало всех. Он умудрился поцеловать даму в первом ряду, а опаздывающим зрителям ляпнул: «Мужики, мужики, проходите». Но он всегда оставался таким лапушкой, что никакого раздражения не вызывал. Разок я встретилась с ним взглядом, он улыбнулся, как Чеширский кот, и этот проницательный взгляд я хорошо запомнила. Смотрю фотографии Романа в других ролях: сказала бы, обычный парень. А в роли Пэка он прямо в психоделичном амплуа. Никто здесь не сможет заменить его. Он – фишка этой постановки.

На втором месте меня притягивала королева фей Титания, которую великолепно сыграла заслуженная артистка Наталья Аристова. Она вела себя, как благородная леди, и все взгляды устремлялись на неё, красавицу и королеву, когда она была на сцене. Она сверкает стройными и сильными ногами, и это создаёт тонкую эротичность.

Её супруга Оберона играл заслуженный артист Антон Морозов, который в этом амплуа казался старше, чем его 38 лет. Мощный, осанистый, благородный артист. Образ Оберона мягко властный, как пристало правителю в счастливой стране. С Титанией они стильная, красивая, волшебная пара. И я бы сказала, Оберон позволяет существовать матриархату в их волшебном королевстве, где общая атмосфера зависит от настроения королевы. И я с этим согласна :)



Очень интересное решение в отношении костюмов, которые маскируют обнажённость лесных волшебных существ. Телесного цвета трико и боди с рисунками, которые имитируют узорные татуировки. Сверху сетчатые хитоны с растительными орнаментами, которые создают фэнтезийный антураж.

Инна Серпокрыл блистательно сыграла фею Паутинку, очаровательную фею-толстушку. Она как лёгкий шарик перекатывалась по сцене, пела колыбельную королеве, самоуверенно отвечала на заигрывания Пэка и являла собой беспечный, но и умудрённый образ.



Приятно радовали своей грацией хрупкие красавицы-афинянки, Гермина и Елена, которых играли Диана Борина и Анфиса Ломакина. Они как лани носились по сцене в своей любовной лихорадке, были очень экспрессивны и, как верно было подмечено в тексте спектакля, были малы, но душой свирепы. Да, мне тоже не нравятся елейные барышни. А эти могли за себя постоять. Их женихи, если честно, меня не особо впечатлили. И образы легко сбиваемых с толку любовников жидковаты, и мужские типажи предпочитаю брутальнее. Хотя к своим невестам они определённо подходили.



Было интересно наблюдать совместную игру молодого состава и маститых актёров. Ремесленники изумительно сыграли свою фарс-трагедию. В целом, мне виделось, что всем актёрам нравится играть в этом спектакле. Монументальном и поглощающем, с одной стороны. И лёгком, как шампанское, сказочном, непринуждённом, с другой стороны. Публика очень живо воспринимала игривое происходящее. Царила атмосфера приятного расслабления при том, что зрители были разного возраста и рода деятельности. Спасибо, Шекспир и ЦАТРА, за возможность хорошо и культурно отдохнуть.

Интересную эклектику ввёл в постановку режиссёр-постановщик, заслуженный артист России Андрей Бадулин. На Пэке в какой-то момент появился галстук. Ремесленники были в резиновых сапогах и выглядели не как древние афиняне, а как британцы-современники Шекспира. В финале афинская знать предстаёт в белых фраках. Это добавляет динамики, юмора, вседозволенности. Впрочем, все костюмы искусные, и их очень интересно рассматривать (работа Елены Предводителевой).



И так приятно будоражило, как волшебные персонажи играются смертными. «Посмотрим балаган. Слабый разум этот смертным люд». Да, Шекспир на примере трансцендентной безусловности и безграничности волшебного мира показывает, в каком ограниченном и даже в чём-то топорном мире живёт человек со своими страстями, за которые он так страстно цепляется. Смертные герои болтаются между сном и явью, позволяя невидимой стихии делать, что ей вздумается. И хорошо, что эта стихия живёт в целом счастливо и беспечно. Поэтому в результате остаются довольны все. Happy End.



Спасибо за приглашение moscultura (сайт проекта) и Театру Российской Армии!
Фото мои.
P.S. "Омлет" на экспериментальной сцене Театра российской армии.
Tags: бесконечная Москва, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments