Чуувствующая (flamingovv) wrote,
Чуувствующая
flamingovv

Categories:
  • Music:

Зрелищная "Игра в Наполеона" в стильном Театре на Юго-Западе

Спектакль «Игра в Наполеона» на сцене Театра на Юго-Западе начался в фиолетово-бирюзовом дыму, отражённом в бесчисленных затемнённых зеркалах-дверях над шахматном полом. Магическое обещание. На заднем плане колышатся видео-волны. Мне сходу нравится впервые в этом театре!

Постановка основана на комедии канадского драматурга Стефана Брюлотта «Партия с императором», и было интересно познакомится с канадской драматургией в фантазийном стиле. Или фантазийной является постановка Валерия Беляковича, который открыл этот театр в 1977 году и за 2 года до смерти взялся за Наполеона, которого играет Олег Леушин, нынешний худрук театра?

То, что пласты в сюжете многослойные, было предсказуемо – ведь это ж Наполеон, фигура премногозначная, за ним очень спорный мировой исторический пласт. На историческую точность здесь никто не претендует, да и зачем в театре точность. В театре нужна игра, размышление, обыгрывание граней. Чтобы зритель сам двигался в восприятии истории.



Сюжет через шахматы мы встречаем не впервые, ведь шахматы — это простая форма и насыщенное содержание, а вариантом шахматных ходов нет конца. Вот и непредсказуемым ходам внутри жизни гремучей исторической личности нет конца до финала. Сейчас Наполеон в своём первом изгнании на Эльбе, в кругу друзей ли, врагов ли? Загнанный зверь в тесной клетке: целый мир vs. 200 кв.км. острова и жалкая горстка людей. Единственное захватывающее развлечение – шахматы, в которые сам же и попадается, но умудряется опять избежать шах-и-мат.

Олег Леушин, скажу я, шикарный мужчина с очень плотной энергетикой. Масштаб Наполеона с его мощным типом сознания даже представить сложно, не то что играть. А Леушин смело находит себя в этой роли со своей яркой внешностью героя эпичного фэнтези и с этими колючими голубыми глазами. И голос хищного зверя, и бешеная сила притяжения. Мне всегда было интересно наблюдать таких центровых мужчин. Смотрю, на фото сайта он даже на шпагат садится. Интересно, какой он в жизни, в своём кругу. А ещё любопытно, устаёт ли он от такой интенсивной роли. Кстати, я поправила несправедливость в Википедии, где в статье про Олега Николаевича не было ни единого его фото. Имею доступ к загрузке медиафайлов и разместила, на мой взгляд, удачный кадр.



Роль то огогой! Кипучий котёл эмоций. Что может испытывать великий полководец, революционер, массовый убийца, который оторван от всего? Злость, тоску, недоверие, унижение, презрение, боль отца, страдание возлюбленного… И всё равно во всём чудовищная сила воли. Остаётся лишь играть. В шахматы, в стихоплётство, в театр, в интриги, в смерть.
Ещё играть в отношения, где, как в шахматах, постоянно рокировки. Вокруг Наполеона постоянно фигуры – маршал, полковник, доктор, любовница, лже-лейтенант и пешки. Политический вертеп, как в сердцах утверждает главный герой. Всё перепутано: большая политика с тесным окружением. Наполеон устаёт, почти падает, но не сдаётся. Он ещё раз сможет подняться из пепла. Хотя так многие пытаются не допустить этого, мол, хватит, слишком много жертв.



Жертвой становится и второй главный герой, который переживает сюжетную драму: вынужденная необходимость убить императора, мука вдали от беременной жены, попадание под харизму врага, муки выбора, чувственный срыв и горький исход. Фарид Тагиев играет актёра, играющего лейтенанта Этвуда, орудие в руках интриганов. Он по-своему очень красив, мужественный, чувственный. Он в ловушке, ему приходится играть в смерть, в чём он очень неуверен. Зато как уверен в шахматной игре, где даёт Наполеону фору за форой.

И то, как они играются фигурами, становится блестящим танцевальным шоу. Вот это восхитительная черта этого нового для меня театра – стильная зрелищность. Актёры и/или безличная массовка – всё мужчины да с полуголыми торсами (вероятно, на радость зрительницам преклонного возраста, коих в зале много) – в мягком и красивом освещении создают подвижные фигуры резкими или медленными движениями в соответствии с акцентами сюжета. Даже шахматная игра становится танцем. А потом свершаются и хореографическая смерть, и хореографическое увечье. Так оно мягче воспринимается, конечно.

Шикарный синтез сильной актёрской игры и выразительного визуально-танцевального шоу. Как результат, сюжетные пики приобретают многомерный объём, что коррелирует с моим типом восприятия. Мизансцена мастерская на 100 %. Костюмы смелые, намекающие на эпоху, но очень вольно. Массовка художественно загримирована, и их лица-маски также подчёркивают настроения в сюжете.



Безмолвный зрительный зал, поднятый довольно высоко по вертикали (отчего отличный обзор при достаточно небольшом зале), становится массовкой жизни Наполеона на Эльбе, то опять же шахматной доской, которую изучают Император и Лейтенант. Со зрителем постановщик много играется, нас часто загоняют в ловушки смыслов и оценок. В целом, зрительный зал, чувствуется, заворожен, впитывает каждое мгновение насыщенного спектакля. И не сомневается, кто здесь точно НЕ проиграет.

Да, женские образы. Я познакомилась с Наполеоном в детстве благодаря мини-сериалу «Наполеон и Жозефина». Это была пронзительная история любви и вынужденного расставания. В «Игре в Наполеона» я ждала хотя бы упоминания Жозефины, и оно произошло – через некролог в газете, который вызывает самую трагичную реакцию. Вот где самая боль Бонапарта: всю жизнь истинно любить и быть не вместе (Жениться по любви не может ни один король). Его жена Мария-Луиза на острове эгоистично отсутствует, но речь о ней временами заходит как о предательнице. Зато на острове бывшая(?) любовница Наполеона, графиня-полька Мария Валевска. Её великолепно играет заслуженная артистка Карина Дымонт. Она действительно заслуженная: уверенная в себе, очаровательная роза и безжалостная тигрица одновременно. За ней очень приятно наблюдать, как всегда бывает при созерцании красивого и смелого женского духа. Она очень женственна, гибка, артистична. Я полагаю, многие разнообразные роли ей под силу. Ещё она попутно играет эпизодичную Матильду, жену актёра-лейтенанта, и сразу выглядит моложе и наивнее. А в жизни это определённо знающая и опытная женщина. Мои респекты!



В качестве резюме о непростой, но яркой постановке. «Игра в Наполеона» - это конфетка! Сильная, стильная, запоминающаяся, аутентичная, построенная на визуальных и эмоциональных эффектах. Олега Леушина в этой роли не хочется отпускать со сцены – настолько хорош!

Театр на Юго-Западе это новое удовольствие для меня. Самобытный и очень стильный для искушённого зрителя, открытого экспериментам с чувствами и смыслами. То есть мне максимально подходит, хотя от Строгино ровно на противоположном конце Москвы.



Благодарю за приглашение moscultura и Театр на Юго-Западе!
Группы театра в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Instagram, Youtube.
Фото Вера Ужва, то есть я.
Tags: бесконечная Москва, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments