Чуувствующая (flamingovv) wrote,
Чуувствующая
flamingovv

Category:
  • Music:

Безумные "Записки покойника" в Студии театрального искусства

На прошлой неделе я познакомилась со «Студией театрального искусства» под руководством Сергея Женовача. Смотрела постановку по Булгакову, которого я люблю изучать в любом формате. Это были «Записки покойника», которые ближе всего перекликаются с «Театральным романом», но также включали в себя линии из других произведений Булгакова, включая «Белую гвардию», «Дни Турбиных», «Мастера и Маргариты», а также фрагменты из репетиций Станиславского и его книги «Работа актёра над собой». Да, это было очень насыщено и весьма перепутано!



Немного истории нового для меня театра. В этом интересном и колоритном районе Таганки находилась знаменитая на всю Россию золотоканительная фабрика семьи Алексеевых, в которой родился сам Станиславский (это его псевдоним, выходит). Когда он стал руководителем фабрики, в нынешнем здании студии он открыл театр для рабочих. Для меня очень интересно оказаться в таком исторически-театральном месте. Сам театр внутри весьма необычный, уютный, как в загородном доме. В фойе стоят буфеты с витражами и длинный обеденный стол. Интерьеры в целом очень стильные так же, как и сам зрительный зал в коричневых тонах.



Итак, постановка. Началась она заранее, с неожиданного эффекта. После первого звонка в холле прогремели резкие выстрели, и главный герой промчался мимо будущих зрителей, а за ним солдаты с оружием. Если бы мы не были предупреждены об этом девушкой-капедьдинером, то это могло бы и напугать. Но я люблю такие эффекты вовлечения ощущений зрителей. А тема выстрелов была одной из линий будущей постановки.

Сценическое пространство было оформлено в виде стандартной комнаты времён начала ХХ века и напомнило мне музей Булгакова в Киеве на Андреевском спуске. Необычным моментом было то, что пока зрители рассаживались, на сцене уже находился актёр. Он лежал на кровати спиной к залу, и не все его замечали.

Когда выключился свет, он встал, вышел за дверь курить и делал это задумчиво и красиво. Мне сразу понравился этот актёр - Иван Янковский, внук Олега Янковского, сын Филиппа Янковского и Оксаны Фандеры. Он играл главную роль молодого литератора, для которого творческий процесс превращается в сумбурный кошмар, переплетённый со снами, грёзами, бредом. И далеко не всегда можно разграничить, где есть что. Ему снятся герои петлюровских времён, которые залезают к нему под кровать. Он тщательно вычитывает сюжет своего произведения своим же героям. Он пытается зачитать свой сюжет знаменитому режиссёру-постановщику, которого приходится периодически будить. Он не раз пытается застрелиться, но самые разные люди – реальные или воображаемые – его отводят от этого. Когда его пьеса («Дни Турбиных») уже принята в работу театра, писатель проходит кошмар постановочного процесса, когда он уже кричать готов: «Когда же поставят мою пьесу». Но репетиции как будто продолжаются без конца и края. Ему ставят ультиматум – заменить выстрелы, которые однажды напугали дамочек театра, убийством с помощью ножа. А для автора сюжет без выстрела полностью разваливался. И как тут уступить.

Эти муки творчества даже представлять зябко. Ведь творчество - это не только сам его создатель, но и многие люди, связанные с процессом: агенты, семья, постановщики и его дамы, критики, зрители, даже порой государство. И как сделать так, чтобы все были довольны, а произведение смогло сохранить свою вдохновенную суть? Вот об этом постановка, вся её линия абсурда.

Сценическое пространство постепенно рассыпается, как конструктор в обратном направлении. От этого как будто почва из-под ног исчезает, и реальность перепутывается окончательно со сном и какой-то своей, булгаковской мистикой.

Зрители проживают самые разные ощущения: бывает и смешно, и занудно, и неожиданно, и безумно, и харизматично, и отталкивающе. Постановщик допускает паузы, которые служат эффектом погружения в хаос мыслей.

Во всём видна мАстерская и своеобразная рука режиссёра, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Сергея Женовача. Его данная постановка – это смелый эксперимент трактовок сложнейшего творчества Булгакова, плюс эксперимент взаимодействия со зрителем, который обязательно будет обескуражен, но я уверена получит удовольствие от этой хитрой театральной работы, номинированной на ряд премий.



Спасибо дружескому сообществу moskva_lublu за приглашение!

Информацию о театре можно найти на их сайте и в соцсетях: Facebook, Instagram, ВК.
Tags: #moskva_lublu, бесконечная Москва, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments