Чуувствующая (flamingovv) wrote,
Чуувствующая
flamingovv

Categories:
  • Music:

Магические "Сказки Гофмана" в грандиозном МАМТе

Я познакомилась с великим Московским академическим музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко, который располагается в историческом здании бывшей усадьбы графов Салтыковых на Большой Дмитровке. Театр был основан в 1918 году, то есть этот год для него серьёзно юбилейный. Он единственный в городе продолжать работать во время ВОВ, горел дважды, и по сей день привлекает интеллигентную публику на свои оперные и балетные постановки.



Моё знакомство с театром произошло через Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Меня с детства привлекала книга с его мрачноватыми сказками. Недавно я вернулась из Калининграда, его родины, где смогла ощутить ту особую прусскую атмосферу. Опера, которую мы будем разбирать сегодня, так и называется «Сказки Гофмана». Написал её Жак Оффенбах, основоположник французской оперетты. «Сказки» были его единственной оперой и лебединой песней: он даже не завершил её. Мировая премьера состоялась уже без него в 1881 году в Париже. Первая постановка этой оперы в МАМТе была в 1946 году, а премьера современной трактовки относится к 2011 году. В целом, эта опера очень редко ставится в России.



После третьего звонка мы видим абсолютно пустую тёмную сцену с некоторыми клубами дыма. Зрители ожидали сказочных декораций, а это решение интригует. Когда вступает нежная увертюра, на сцене начинает происходить движение: приходят и исчезают люди, провозится и исчезает театральный реквизит, выкатывается гигантский пегас и тоже исчезает. Но именно пегас своей значительностью намекает, что действие будет насыщенным.

Так оно и оказалось. Сюжет не даст скучать. Ввод же в постановку происходит через пустоту, со зрителем играются. Первым персонажем на сцене появляется из люка в полу коренастый и в каждый момент импозантный советник Линдорф. Он соперник самого Гофмана в погоне за примадонной Стеллой. Своим бархатным и надменным баритоном Дмитрий Ульянов сразу задаёт грозную ноту будущему развитию. И вдруг по мгновению ока собираются масштабные декорации, изображающие уличное кафе у театра, в котором хор гуляк поёт весёлые песенки. Красивый фонарный свет делает сцену очаровательной. Появляется сам Гофман с верным спутником Никлаусом, он в смятении чувств, и как будто ему это привычно. Его передёргивает при виде Линдорфа, который станет его антагонистом на протяжении последующих оборотов сказок. По просьбам толпы Гофман начинает исповедь о своих трёх мучительных любовных историях. По сути он становится героем собственных новелл. Фрактал. Если честно, я не ожидала Гофмана с бурятским лицом. Однако, на протяжении всего представления я симпатизировала Чингису Аюшееву за искренность и горячее сердце. Тенором он обладает мягким и меланхоличным, как и его характер.



Либретто оперы написано Жюлем Барбье соответственно на французском языке. Так как я сейчас подтягиваю этот любимый второй иностранный, мне это особенно по душе. Однако, воспринимать французскую речь в опере оказалось возможно процентов на 20. Восприятию насыщенного сюжета помогало предварительное знакомство с ним, а также реализованный в МАМТе простой, современный ход - субтитры над сценой. Правда, они располагаются достаточно высоко, и приходится глазами путешествовать туда-обратно, но читаемого текста в любом случае оказывается намного меньше, чем пропеваемых строк. То есть титры не отвлекают от восприятия всех других аспектов. Понимание складывается полноценное.

Сюжет из сказки «Песочный человек»: Олимпия. Со всех сторон появляются масштабные чёрно-белые декорации, изображающие футуристическую лабораторию с громадным арочным окном а-ля франсэ. Гофман влюблён в Олимпию, дочь изобретателя Спаланцани. Олимпия глупая на вид блондинка, но Гофман зовёт её ангелом. Впрочем, сквозь её образ чётко видно мастерство красивой солистки (Дарьи Тереховой). Коппелиус (первая ипостась антагониста) раздаёт Гофману и толпе какие-то хитрые очки: здесь какая-то тайна. Они смотрят публичное представление Олимпии, она выводит рулады в механизированной манере. Движения её такие же, но Гофман этого не видит. Толпа вокруг них глумится, нарастает безумие танцев, ударные нагнетают, разливается смятение, вклинивается оттенок сюрреализма, и опа! - Олимпия ломается. Оказывается, она была автоматизированной куклой, а Гофман оказался слепым глупцом. Зато Гофман-сказочник предсказал техногенное будущее из своего 18 века.



Сюжет из «Сказок о потерянном отражении»: Джульетта. Сценическое оформление фантазийно и меня вдохновляет. На дальний занавес проецируется силуэт Венеции (почему бы ни использовать визуальные эффекты XXI века), появляется красивая гондола, возникает атмосфера нарядной комедии дель арте. Гофман, который по-прежнему в своём богемном наряде, с Никлаусом пребывают в весёлой жизни Венеции. Дапертутто (наш антагонист) подбивает куртизанку Джульетту на то, чтобы она соблазнила Гофмана и похитила его отражение. Это ей удаётся, но Гофману она всё равно не отдаётся, а уплывает с новым любовником. Опять Гофман в дурацком положении, и из коварной сказки его забирает дружище Никлаус.



Сюжет из сказки «Советник Креспель»: Антония. Гофман влюблён в Антонию, которая унаследовала от матери уникальный голос и необычную болезнь: когда она поёт, она приближает свою смерть. Отец Антонии не разрешает им видеться и не разрешает ей петь. Узнав о болезни, Гофман уговаривает девушку оставить пение. Но злодей доктор Миракль искушает Антонию славой её матери. Ей кажется, мать зовёт её на сцену. Она отдаётся экспрессивной арии полностью и погибает. Эта была самая достойная история ответной любви, и воспринималась сердцем как драма. Декорации показывали два этажа мрачного дома в Мюнхене. В конце часть дома сменилась роскошным залом оперы, где Антония, как во сне, поёт на сцене вместе с Матерью. Это была самая эффектная для меня сцена, эпичная в своей танатологической линии. Антония в исполнении Наталии Петрожицкой с благородной внешностью вызывала, казалось, у всего зала истинное сочувствие, настолько она была искренней.

Герои и декорации возвращаются в уличное кафе у театра. После пережитых трёх кругов драмы, все – и зрители, и толпа гуляк на сцене – немного другие. Мы видим Гофмана, раздавленного горькими воспоминаниями и ищущего утешения в вине. Три женщины, вновь как фрактал, сливаются в одну сердечную боль по имени Стелла (которую также исполняет Петрожицкая). Тогда-то Никлаус скидывает шляпу, скрывающую шикарную женскую гриву, преображается в Музу Гофмана и поёт эффектную финальную арию о служении поэта искусству. Богатое, объёмное меццо-сопрано Никлауса в исполнении харизматичной Ларисы Андреевой мне импонировал более всего на протяжении всего представления. Этот персонаж обладал сильным образом: всегда естественный, адекватный и мировой.

Музыка под руководством дирижёра-поставщика маэстро Евгения Бражника генерировала изумительный объём при достаточно мягкой мелодичности. Иногда я отдавалась всецело музыке. Это было французское дивное и чувственное творение. Деликатное где нужно, при этом усиливающее острые психологические моменты. Чудесно в нужный момент вступал разноголосый отстроенный хор.



Иногда я отдавалась сюжету, и размышляла о философской, психической и жизненной сторонах. Так как мы имели не один, а целых четыре сюжетных пласта, то материала для подобных размышлений было достаточно.

Иногда я исчезала одновременно в музыке с сюжетом. Включалось мягкое восприятие тонкого шедевра искусства и его идеи о мифической сути жизни и любви. Эта сказка для взрослых была построена в концепте слияния реального и сюрреального в драме. Плюс гипнотический дух прусского вымысла, которую уловил и стильно внёс в постановку режиссёр Александр Титель.
Сценография была художественная, как набор картин о 19 веке. И статичные, и динамичные сцены были отстроены великолепно. При этом изображаемое всегда содержало мистические намёки. Палитра оформления всех четырёх планов была камерной и колдовской: изящное сочетание. В финале возвращаются и пустота сцены, и пегас, символ мифологии и волшебства.



После моего первого осмысленного восприятия оперы и некой монументальности, которую я наблюдала в МАМТе, на улицу я вышла, как охмелевшая. Для меня это означает успешное культурное переживание!



Спасибо дружескому сообществу moskva_lublu и turandot5 за приглашение!
Информацию о театре можно найти на их сайте и в соцсетях: Facebook Instagram ВК.
Tags: #moskva_lublu, muzz, бесконечная Москва, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments