?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я познакомилась с великим Московским академическим музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко, который располагается в историческом здании бывшей усадьбы графов Салтыковых на Большой Дмитровке. Театр был основан в 1918 году, то есть этот год для него серьёзно юбилейный. Он единственный в городе продолжать работать во время ВОВ, горел дважды, и по сей день привлекает интеллигентную публику на свои оперные и балетные постановки.



Моё знакомство с театром произошло через Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Меня с детства привлекала книга с его мрачноватыми сказками. Недавно я вернулась из Калининграда, его родины, где смогла ощутить ту особую прусскую атмосферу. Опера, которую мы будем разбирать сегодня, так и называется «Сказки Гофмана». Написал её Жак Оффенбах, основоположник французской оперетты. «Сказки» были его единственной оперой и лебединой песней: он даже не завершил её. Мировая премьера состоялась уже без него в 1881 году в Париже. Первая постановка этой оперы в МАМТе была в 1946 году, а премьера современной трактовки относится к 2011 году. В целом, эта опера очень редко ставится в России.



После третьего звонка мы видим абсолютно пустую тёмную сцену с некоторыми клубами дыма. Зрители ожидали сказочных декораций, а это решение интригует. Когда вступает нежная увертюра, на сцене начинает происходить движение: приходят и исчезают люди, провозится и исчезает театральный реквизит, выкатывается гигантский пегас и тоже исчезает. Но именно пегас своей значительностью намекает, что действие будет насыщенным.

Так оно и оказалось. Сюжет не даст скучать. Ввод же в постановку происходит через пустоту, со зрителем играются. Первым персонажем на сцене появляется из люка в полу коренастый и в каждый момент импозантный советник Линдорф. Он соперник самого Гофмана в погоне за примадонной Стеллой. Своим бархатным и надменным баритоном Дмитрий Ульянов сразу задаёт грозную ноту будущему развитию. И вдруг по мгновению ока собираются масштабные декорации, изображающие уличное кафе у театра, в котором хор гуляк поёт весёлые песенки. Красивый фонарный свет делает сцену очаровательной. Появляется сам Гофман с верным спутником Никлаусом, он в смятении чувств, и как будто ему это привычно. Его передёргивает при виде Линдорфа, который станет его антагонистом на протяжении последующих оборотов сказок. По просьбам толпы Гофман начинает исповедь о своих трёх мучительных любовных историях. По сути он становится героем собственных новелл. Фрактал. Если честно, я не ожидала Гофмана с бурятским лицом. Однако, на протяжении всего представления я симпатизировала Чингису Аюшееву за искренность и горячее сердце. Тенором он обладает мягким и меланхоличным, как и его характер.



Либретто оперы написано Жюлем Барбье соответственно на французском языке. Так как я сейчас подтягиваю этот любимый второй иностранный, мне это особенно по душе. Однако, воспринимать французскую речь в опере оказалось возможно процентов на 20. Восприятию насыщенного сюжета помогало предварительное знакомство с ним, а также реализованный в МАМТе простой, современный ход - субтитры над сценой. Правда, они располагаются достаточно высоко, и приходится глазами путешествовать туда-обратно, но читаемого текста в любом случае оказывается намного меньше, чем пропеваемых строк. То есть титры не отвлекают от восприятия всех других аспектов. Понимание складывается полноценное.

Сюжет из сказки «Песочный человек»: Олимпия. Со всех сторон появляются масштабные чёрно-белые декорации, изображающие футуристическую лабораторию с громадным арочным окном а-ля франсэ. Гофман влюблён в Олимпию, дочь изобретателя Спаланцани. Олимпия глупая на вид блондинка, но Гофман зовёт её ангелом. Впрочем, сквозь её образ чётко видно мастерство красивой солистки (Дарьи Тереховой). Коппелиус (первая ипостась антагониста) раздаёт Гофману и толпе какие-то хитрые очки: здесь какая-то тайна. Они смотрят публичное представление Олимпии, она выводит рулады в механизированной манере. Движения её такие же, но Гофман этого не видит. Толпа вокруг них глумится, нарастает безумие танцев, ударные нагнетают, разливается смятение, вклинивается оттенок сюрреализма, и опа! - Олимпия ломается. Оказывается, она была автоматизированной куклой, а Гофман оказался слепым глупцом. Зато Гофман-сказочник предсказал техногенное будущее из своего 18 века.



Сюжет из «Сказок о потерянном отражении»: Джульетта. Сценическое оформление фантазийно и меня вдохновляет. На дальний занавес проецируется силуэт Венеции (почему бы ни использовать визуальные эффекты XXI века), появляется красивая гондола, возникает атмосфера нарядной комедии дель арте. Гофман, который по-прежнему в своём богемном наряде, с Никлаусом пребывают в весёлой жизни Венеции. Дапертутто (наш антагонист) подбивает куртизанку Джульетту на то, чтобы она соблазнила Гофмана и похитила его отражение. Это ей удаётся, но Гофману она всё равно не отдаётся, а уплывает с новым любовником. Опять Гофман в дурацком положении, и из коварной сказки его забирает дружище Никлаус.



Сюжет из сказки «Советник Креспель»: Антония. Гофман влюблён в Антонию, которая унаследовала от матери уникальный голос и необычную болезнь: когда она поёт, она приближает свою смерть. Отец Антонии не разрешает им видеться и не разрешает ей петь. Узнав о болезни, Гофман уговаривает девушку оставить пение. Но злодей доктор Миракль искушает Антонию славой её матери. Ей кажется, мать зовёт её на сцену. Она отдаётся экспрессивной арии полностью и погибает. Эта была самая достойная история ответной любви, и воспринималась сердцем как драма. Декорации показывали два этажа мрачного дома в Мюнхене. В конце часть дома сменилась роскошным залом оперы, где Антония, как во сне, поёт на сцене вместе с Матерью. Это была самая эффектная для меня сцена, эпичная в своей танатологической линии. Антония в исполнении Наталии Петрожицкой с благородной внешностью вызывала, казалось, у всего зала истинное сочувствие, настолько она была искренней.

Герои и декорации возвращаются в уличное кафе у театра. После пережитых трёх кругов драмы, все – и зрители, и толпа гуляк на сцене – немного другие. Мы видим Гофмана, раздавленного горькими воспоминаниями и ищущего утешения в вине. Три женщины, вновь как фрактал, сливаются в одну сердечную боль по имени Стелла (которую также исполняет Петрожицкая). Тогда-то Никлаус скидывает шляпу, скрывающую шикарную женскую гриву, преображается в Музу Гофмана и поёт эффектную финальную арию о служении поэта искусству. Богатое, объёмное меццо-сопрано Никлауса в исполнении харизматичной Ларисы Андреевой мне импонировал более всего на протяжении всего представления. Этот персонаж обладал сильным образом: всегда естественный, адекватный и мировой.

Музыка под руководством дирижёра-поставщика маэстро Евгения Бражника генерировала изумительный объём при достаточно мягкой мелодичности. Иногда я отдавалась всецело музыке. Это было французское дивное и чувственное творение. Деликатное где нужно, при этом усиливающее острые психологические моменты. Чудесно в нужный момент вступал разноголосый отстроенный хор.



Иногда я отдавалась сюжету, и размышляла о философской, психической и жизненной сторонах. Так как мы имели не один, а целых четыре сюжетных пласта, то материала для подобных размышлений было достаточно.

Иногда я исчезала одновременно в музыке с сюжетом. Включалось мягкое восприятие тонкого шедевра искусства и его идеи о мифической сути жизни и любви. Эта сказка для взрослых была построена в концепте слияния реального и сюрреального в драме. Плюс гипнотический дух прусского вымысла, которую уловил и стильно внёс в постановку режиссёр Александр Титель.
Сценография была художественная, как набор картин о 19 веке. И статичные, и динамичные сцены были отстроены великолепно. При этом изображаемое всегда содержало мистические намёки. Палитра оформления всех четырёх планов была камерной и колдовской: изящное сочетание. В финале возвращаются и пустота сцены, и пегас, символ мифологии и волшебства.



После моего первого осмысленного восприятия оперы и некой монументальности, которую я наблюдала в МАМТе, на улицу я вышла, как охмелевшая. Для меня это означает успешное культурное переживание!



Спасибо дружескому сообществу moskva_lublu и turandot5 за приглашение!
Информацию о театре можно найти на их сайте и в соцсетях: Facebook Instagram ВК.

Posts from This Journal by “театр” Tag

Comments

( 3 поделились — поделитесь )
mashashnaider
Dec. 23rd, 2018 11:02 am (UTC)
Очень яркие вас ждали впечатления от этих сказок!)
juliya_lambert
Dec. 25th, 2018 05:48 pm (UTC)
В этом театре я еще не была
flamingovv
Dec. 25th, 2018 06:33 pm (UTC)
Даже после первого посещения настоятельно рекомендую. Величественно!
( 3 поделились — поделитесь )

Profile

infected
flamingovv
Чуувствующая
Website

Latest Month

January 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com