Концерт открывала «Песнь Судьбы» Иоганнса Брамса в исполнении хора и оркестра. Полилась нежная скрипичная музыка, затем вкрадчиво вступил хор (около 70 голосов). Повеяло духом просторных европейских лугов, нагретых Солнцем. Последнее время я любую музыку воспринимаю всем телом, не только ухом. От этой музыки уставшее за ноутбуком тело стало стремительно расслабляться, а мысли стали приятно растекаться. Хор с оркестром шли настолько стройно, что казалось, накатывает одна могущественная по гармонии волна. В нежную песнь внезапно ворвалась драма, как неумолимый вихрь судьбы. Ударные начали отбивать свой ритм, духовые расставлять акценты, голоса менять октавы. Но дивная красота в итоге вернулась. О дивный Брамс!
Далее хор покинул зал, а оркестр Московского театра "Новая опера" исполнил «Славянские танцы» Антонина Дворжака. Это был музыкальный букет открытых чувств и эмоций. Звучали красивые переплетения инструментов, и подъём на душе был необыкновенный.
В антракте я бродила по этажам Дома Музыки, это очень интересное и эффектное здание. Публика вокруг бродила очень интеллигентная, преимущественно старшего поколения. Надо думать, что для восприятия такой музыки требуется определённая интеллектуальная подготовка. Сегодня собрались благодарные слушатели.
Перед вторым отделением я пересела на 4-й ряд партера, чтобы приблизиться к музыке. Перестала видеть полную картину музыкантов, зато стала видеть их лица. Возраста были самые разные. Чешские лица мало отличались от русских. В целом, мне нравятся славянские лица, хотя это всё не важно в отношении классической музыки, но я не могу не наблюдать всецело. А как красивы инструменты вблизи!
Второе отделение было посвящено полностью исполнению «Глаголической мессы» для солистов, хора, органа и оркестра. Это произведение XX века чешского композитора Леоша Яначека. Для меня, признаюсь, оно было очень сложным. Оно заставило меня погрузиться глубоко в мир особенных мыслей и штормовых ощущений. По своей структуре произведение полностью соответствует католической мессе, но вместо латыни используется церковно-славянский язык. Этот язык меня как раз поражал. Как будто я слышала нечто знакомое, как будто раскрывалась таинственная семантика. Но по факту слова не открывали смыслов. Зато какой был напор! Тем более, когда слушаешь хор вблизи, создаётся охватывающий объём. Я как будто исчезала под этим величием, напоминающим одновременно все крупные европейские соборы, в которых я бывала. Но более всего Кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия в Гродно (Беларусь). Вы поищите фотографии его внутреннего убранства. Сейчас и хор, и оркестр, и четыре солиста очень экспрессивно создавали мир полной духовной отдачи, когда всё простое мирское становится зыбким, как дымка. Мне сложно вспоминать детали этого действа.
Орган – сольное исполнение Людмилы Голуб – прозвучал для меня на удивление неуносяще. Я объясняю для себя это тем, что в условиях акустики соборов, где я много раз слушала органы, он звучит совсем иначе, и я ждала этого. Здесь он был отдохновением, но не вызвал у меня слёз, которые у меня обычно подкатывают от звуков органа.
Очень впечатлил именитый маэстро - дирижёр Ян Латам-Кёниг. Он выкладывался по полной, был осью всей музыки. Харизматичный и позитивно энергичный. Я поражалась, как один человек пронзительно дирижирует таким большим количеством людей на сцене. Высоко профессиональная работа.
Во время исполнения мессы в зале витали серьёзные эмоции, люди переживали эту музыку, она не оставляла равнодушными. И завершение пришло как облегчение. Публика рукоплескала долго. Это был обогащающий опыт.
Спасибо за приглашение moskva_lublu!
Сайт Московского Международного Дома Музыки и его соцсети: Вконтакт, Facebook, Instagram, Youtube.
Об оркестре можно почитать на сайте театра "Новая Опера".