И вот, осенним час-пик вечером МХАТ на Тверском бульваре появился в поле зрения значительно, хотя я хорошо знаю это монументально-фантазийное здание. Это называется скандинавский модерн.
Сказочная дверь открывала мир интересный всеми деталями. Даже гардероб оформлен с магической изюминкой. Повсюду дерево, мягкий загадочный свет.
Зал в кофейных оттенках: и чёрный кофе, и латте, и капуччино. Эффектное освещение, опять кажутся тайны по углам. Как уже понятно, моя впечатлительная душа мурлычет. Атмосфера тут неповторимая.
Зал собирается почти полный, публика выглядит культурной в лучшем смысле, и на советский, и на современный лад. Продавщица афиш загоняет молодёжь подальше на один ряд. Хорошо, что молодёжь, школьники, приходят.
Занавес тяжёлый, неровными полосами, его неожиданно украшает чайка. А почему - история такова. Театр основали Станиславский и Немирович-Данченко в 1898 году, и постановка Чеховской "Чайки" в первый год стала фурором. Это было начало психологического театра.
Итак, что мы смотрим сегодня? "Белую гвардию" Булгакова. Любопытно, что сам Булгаков написал для МХАТа пьесу по своему роману - "Дни Турбиных". Эта постановка - премьера прошлого сезона. Раньше её, конечно, ставили, снимали, восстанавливали в разных редакциях. Турбины - это девичья фамилия бабушки Булгакова, и основные персонажи имеют прототипов из близких Булгакова, включая брата, сестру, близких друзей. Это был его первый роман, пропитанный живыми впечатлениями.
Минут через пять после начала спектакля я провалилась в атмосферу смутного времени - Киев времён гражданской войны. Я хорошо представляла этот Киев по недавним описаниям Паустовского в "Моей жизни". Он жил там в то время, а в школе, кстати, учился с Булгаковым. Рассказывает, что озорным он был, непримиримым. У Паустовского тоже отходил Петлюра, одуревали от стремительных изменений люди.
"Белой гвардией" я зачитывалась в своё время. Но у меня остались скорее чувственные воспоминания о том, как мне было хорошо внутри той книги. Я прямо переживала привязанность к Турбиным, и очень любила автора.
Теперь я ухватилась за возможность всколыхнуть этот мир и была заинтригована, как можно этот мир рассказать за 3 часа. Однако, в МХАТе я не сомневалась и не ошиблась. История была рассказана ёмко с минимум деталей, по основным линиям. Мир же ожил, как мираж, с ощущением характеров, их харизмы, смуты времён.
За окнами из огромной квартиры творилась революция. Этот эпохальный переворот был показан на примере их благородной семьи. Как ламберный стол можно перевернуть с ног на столешницу, так крутили и мир. Сначала Гетман, потом Петлюра, и наконец большевики, убившие идеальный мир в культурной, уютной и атмосферной гостиной.
Собрался букет ярких темпераментов: основательный старший Турбин, шальной, как шампанское или как гусар, Мышлаевский, искренне-наивный Николка, бравурный хамелеон Шервинский, блаженный Лариосик. Актёры МХАТа были профессионально убедительны. Мои женские предпочтения были у Мышлаевского, симпатии духа - у старшего Турбина. Это был человек редкого достоинства. Он то и верил, что стол в итоге встанет на своё место, совсем не будучи уверенным, что это будет за место.
Леночка. Как все герои влюбляются в Леночку, так и я не устояла. Она была прекрасная, удивительно деликатной красоты, искренняя и глубокая. Иногда казалось это она эпицентр истории, а не революция. Она как пульсирующий центр чувственности в этом шебутном, но и блаженном мире. А как она молилась пронзительно? Она подала реальный пример любви и веры! Но я не смогла понять её отдачу Шервинскому в той же сцене, когда она отзывается о нём так уничижительно. То, возможно, отдача обстоятельствам, но по-женски никому не пожелаю отдачи не своему герою.
По роману они все намного моложе, чем их играют в постановке, но и возраст, вероятно, был в то время иной.
Они горячо обсуждали изменения и тенденции, творившиеся на улицах, открыто выражали свои яркие характеры. Впрочем, они были не только говоруны, каждый из них пытался внести свою скромную лепту в смутное происходящее. Их идеалы были светлые, они преданно любили Гетмана, свою историю и Бога. И вроде бы история немного утряслась, но возможно, пройдётся ещё по ним колесо следующего расстрельно-лагерного кошмара и станет их дом квартировать какое-нибудь управление. На это намекает трагичная рамка первой и последней сцены спектакля.
Эта история касается тоски по уходящей России с благородными помыслами и даже пороками благородными. Не первый раз закрадывается ко мне мысль, что я из белогвардейцев...
Во время антракта я бродила по этажам, среди витиеватой мебели, впитывала слои театральной жизни и историй, великие лица смотрели с чёрно-белых фотографий, бюсты самых великих, задумчивые цитаты. Захотелось сфотографировать колючки в мини-садике. Такова наша жизнь: сочная с пронзительными колючками, они могут уживаться.
Я глубоко наполнилась театральным впечатлением. МХАТ - это определённо первый класс.
Спасибо за приглашение moskva_lublu!
МХАТ в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Instagram, Youtube.
Другой Булгаков во МХАТе: "Зойкина квартира".